29-05-02


Александр Петрушкин: "Нужно создавать свое литературное пространство"

Не т@кие?

Молодое поколение в искусстве

Еще недавно профессия писателя была если и не самой доходной, то хотя бы постоянно оплачиваемой. Сегодня писательство для молодого литературного поколения существует едва ли не на правах "хобби". Заинтересуется твоим творчеством крупное издательство- будет на что жить. В противном случае придется зарабатывать "на стороне" и на эти деньги самостоятельно издавать свои произведения. Конечно, сейчас у молодых писателей появляется новая читательская аудитория в сети Интернет. Но в финансовом плане и этот вариант пока малодоходный. Об этом говорит сегодняшний герой рубрики - поэт Александр ПЕТРУШКИН.

Он родился в Челябинске в семье инженера и врача. С трех до 22 лет жил в Озерске. Потом вместе с женой и двумя детьми Александр проживал в Нижней Туре, Екатеринбурге. С 1998 года они обосновались в Челябинске.

Александр окончил Кыштымское медучилище, став фельдшером скорой помощи. Но вскоре понял, что не может постоянно видеть, как на его руках "уходят" люди, а он не в силах ничего изменить. И Александр выбрал писательское дело, которым, впрочем, занимается с 17 лет. У него- незаконченное высшее образование (библиотекарь). В Литинститут в силу ряда причин даже не пытался поступить. Его "учителями" стали Бродский, Достоевский, рок-поэты Джеймс Дуглас Моррисон, Янка Дягилева и Егор Летов.

Сегодня 30-летний поэт Александр Петрушкин на свои средства издал три сборника своих стихов: "Оборотень" (1998), "Улитка дыхания" (1999) и "Флейта Искариота: ритмические тексты" (2002). Публиковался в журналах "Уральская новь", "Урал" и питерском журнале "Аврора". Александр - дипломант первого литературного конкурса, посвященного 200-летию А.С. Пушкина в номинации "Поэзия", лауреат всероссийского литературного конкурса "Стилисты добра" (2001 год, третье место), участник первого регионального литературного семинара молодых литераторов в 2001 году в Нижнем Тагиле. Александр Петрушкин - сотрудник "Литературной мастерской" Н. Ягодинцевой, координатор литературно-художественного фонда "Антология", ведущий программы "Соло"- серии авторских вечеров молодых писателей челябинского отделения СП, идейный вдохновитель областного литературного конкурса. В июне Александр планирует выпустить первую литературно-критическую газету "Литература-У".

- Вы только лирику пишете?

- Нет, есть у меня и проза - квазибольшое произведение "Сегменты", опубликованное на proza.ru под псевдонимом Вронников. Это некая попытка переосмысления Библии. Здесь замороченный сюжет, который пишется чисто для внутреннего кайфа. Я вообще занимаюсь тем, чем нравится. Литература - как игра, как вид досуга:

- :превратившегося в профессию с определенным заработком?

- О заработке в литературе вообще сложно говорить. Скажем так: психоаналитики стоят дорого. Поэтому бумага - самый лучший психоаналитик. А деньги приходят другим путем. У меня супруга очень хорошая. Увидев, что я полностью уперся в литературу, она открыла свой магазин по продаже гитар. Правда, сейчас я там ей помогаю.

- А разве с развитием рыночных отношений, активным внедрением Интернета, появлением большого количества издательств писатели не стали жить лучше?

- В принципе, нет. Конечно, сейчас можно весьма удачно заниматься написанием коммерчески выгодных love-story или детективов. Это абсолютно нормальное занятие, причем еще К. Дойл доказал, что это потом становится Литературой. Но если все же писать для денег, это не будет искренне, следовательно - не будет нужно.

- Но вернемся к новым сегодняшним возможностям для писателей. Вы в Интернете создаете "Новый литературный журнал":

- Да, я его редактор. Моя задача - быть фильтром для "нелитературы" и публиковать то, что называется "литературой". Ведь тех, кто пишет, очень много. Но тех, кто пишет что-то стоящее, - в Челябинске всего человек пять, а по Уралу - 30-40.

- Как всемирная паутина может сегодня расширить границы литературы?

- Интернет на самом деле - большая свалка. На том же сайте proza.ru любой, кто захочет, может напечататься. Я там для прикола опубликовал свои "Сегменты". Люди, себя уважающие, те же литераторы, я думаю, туда и не заглядывают. У них есть проверенные способы.

- А не было случая, когда какое-нибудь российское издательство увидело в Интернете ваш текст и предложило бы его издать?

- На моей практике такого не было. Правда, известен один случай. Там была очень непонятная situation. Марина Хагина пишет хайку. В свое время она победила в конкурсе. И одновременно какое-то питерское издательство узнало о ней, скорее всего, через Интернет и решило ее напечатать. Где-то потом даже видели напечатанные ее тексты. Но издатели, видимо, не сильно уважают авторов: даже ни экземпляра Марине не прислали. Не говоря уже о гонораре.

- Как сейчас молодое поколение писателей относится к карьере?

- Карьеру всегда хочется строить. Можно поступать, например, как тот же Кальпиди. И я иду по его стопам. Нужно создавать литературное пространство под себя. Очень многие из нас этим и занимаются.

Надо работать не над тем, чтобы тебя непременно издали, а работать над своим текстом. То, чем занимаются издатели и литературная тусовка, писателя не должно волновать. А вообще, самое лучшее - тихо прожить эту жизнь, наблюдая ее со стороны. И если что-то из этого выйдет - слава Богу, не выйдет - значит не судьба.

- В провинции каким образом писатели могут создавать себе имя? У нас ведь мало литературных журналов, практически нет крупных издательств:

- Крупные издательства есть, но они только переиздают классиков или выпускают коммерческую литературу. Я думаю, если бы народ отсюда поменьше уезжал в Москву и Питер, то Челябинск сейчас, да и любой малый город, стал бы не хуже той же Москвы. Я этих людей не понимаю: они думают, что там будет лучше, хотя проблема-то в них самих. Писать и жить нужно здесь. Другой момент, что журналисты работают обычно с "раскрученными" именами. Последние 3-4 года - в основном с Ягодинцевой и Кальпиди. А молодых писателей как будто и не существует. Но нас очень много и мы вроде бы неплохие.

- Но каков у "здешних" писателей шанс опубликоваться, к примеру, в том же столичном журнале?

- Шанс есть. И у некоторых получается: отправляют туда свои произведения "самотеком". Да, у меня была одна публикация в "Авроре". Но это все шло потоком от "Литературной мастерской". Я как-то посылал что-то в журнал "16". От них - ни ответа. Правда, говорят, нужно было туда еще и звонить. Для меня же это сродни попрошайничеству. Я живу по правилу Воланда: "Никогда ни у кого ничего не просите".

- Постмодернизм в литературе до сих пор моден?

- Говорят, что его до сих пор используют. И называют меня, кстати, постмодернистом. Но ведь ПМ - это четкая классическая традиция, еще раз пережеванная. А то, что у нас называют ПМ, на самом деле просто модерн, авангард. Наверное, авангардистом я являюсь.

- О чем вы мечтаете?

- Человечков еще пять родить, заиметь дом за городом, отдохнуть от людей и заниматься писательством.

- Но сегодняшнее поколение больше ориентировано на Запад:

- Вы знаете, у меня есть друзья в США. Зовут меня туда усиленно. Одно время я туда хотел. Но сейчас я понял, что не поеду, потому что государство и система везде одни и те же. В эту игру играет все человечество. Вот почему самый оптимальный вариант эмиграции- деревня.

- Ваши творческие амбиции каковы?

- Нобелевская премия. "букеров" не надо. А вот премии А. Белого или А. Григорьева - сойдут. Но эти премии ведь - та же политика. Я ею не занимаюсь, поэтому они мне не светят, слава Богу.

- Ваше молодое поколение писателей - "не такие", как, к примеру, поколение ваших учителей?

- Не такие. У нас мышление другое: мы ничего не просим. То поколение жило в другом пространстве. Тогда у литераторов была зарплата, они имели какой-то комфорт. Но за счет этого теряли свою свободу. А мы - безденежные, но свободные. И это хорошо. Тематика наших произведений поменялась: мы государство уже не славим. После В. Ерофеева та же наркотическая тема для русских писателей "открылась". Мы сейчас пишем то, что хотим писать. Мы и внешне, и внутренне свободны. И это- главное.

Ведущая рубрики

Инга МЕЛЬНИКОВА