29-06-06
Юрий ШЕВЕЛЕВ
Челябинск
Строительная компания "Символ" хорошо известна в Челябинске. Многие наверняка обращали внимание на объекты, возведенные фирмой: Дом архитектора, синагога, спорткомплекс на Алом поле, "Сфера любви", фасады зданий главного офиса Сбербанка РФ, банка "Северная казна". "Символ" также построил жилые дома на проспекте Ленина, улицах К. Либкнехта, С. Кривой, Воровского, Володарского, Шаумяна. Главу этой компании Бориса Мельника относят к строителям так называемого "тарасовского набора". Он и сам не отрицает, что с прежним мэром Челябинка у "Символа" были хорошие, конструктивные отношения. Но, в отличие от других коллег-строителей, Борис Иосифович никогда не был публичным человеком. Он предпочитал выражать свое отношение к происходящему конкретными делами. Тем интереснее побеседовать с ним о градостроительных проблемах Челябинска, о профессиональных и человеческих приоритетах.
- Борис Иосифович, в советское время преобладал такой подход к жизни. Отец наказывал своему наследнику: "Я с нуля начинал, и ты, сукин сын, должен так же". В этом смысле ваша судьба нетипична: отец, специалист по возведению объектов электроэнергетики, привил уважение и интерес к труду строителя и предопределил вашу профессиональную судьбу.
- Мне ближе такая философия жизни, когда каждое последующее поколение вносит свою посильную лепту в создание и накопление материального и духовного содержания своего рода. Возврат к частной собственности в современной России подвигает к закладке прочного фундамента под будущие поколения. Отец приобретает землю, строит дом, следом пристраивает сын, потом уже внуки начинают вить свои гнезда. По большому счету, это примиряет со всеми жизненными трудностями и невзгодами и даже: с неизбежным уходом.
Я пошел по стопам отца самым естественным образом. После окончания вуза выбрал строительную площадку вместо проектной и научной работы. Когда полномочия мастера стали сдерживать профессиональный рост, перешел во вновь сформированный трест на должность прораба, начальника участка, позже стал заказчиком, начальником отдела капитального строительства, заместителем директора. Каждый этап карьеры давал импульс к более высокому и разностороннему профессиональному росту. Отец всегда был рядом:
- Поэтому и интересен ваш взгляд на город Челябинск с позиции строителя.
- С точки зрения канонов градостроительства Челябинск развивался хаотично. Хрущевский и брежневский периоды ничего не дали городу, кроме массовой примитивной застройки. Основные черты нынешнего города закладывали в 30-50-е годы архитекторы московской и ленинградской школ: улица Цвиллинга, кинотеатр имени Пушкина, жилые дома в этом районе на площади Революции. Каждое здание имело свой архитектурный облик, собственный стиль и при этом вписывалось в общий проект. А вот дальше - провал во времени, сплошной типаж: "хрущевки", панельки: И так до конца века. Даже самые авторитетные челябинские архитекторы - Е. Александров, Б. Петров, В. Лахтин, Б. Баранов, В. Глазырин, И. Талалай, А. Слонимский, М. Мочалова - были ограничены в реализации своего потенциала. Челябинск - город закомплексованный, сохраняющий родовые черты закрытости. Были сняты ограничения, связанные с массовым возведением типового жилья, появились интересные проекты, иначе зазвучали известные и обозначились новые имена в архитектурном цехе.
- Известно, что, например, музыканты слушают своих товарищей по цеху совсем не так, как концертная публика, а пишущие люди иначе воспринимают чужой печатный текст, нежели просто читатели. Интересно, какое впечатление оставляет у вас Челябинск, учитывая профессиональную принадлежность и неравнодушие к Италии, родоначальнице архитектурных канонов.
- Впечатление двойственное. Куда-то уезжая, я, естественно, скучаю по Челябинску, но когда начинаешь сравнивать с цивилизованным зарубежьем, то представляешь, в какой серости мы живем. Строителю несложно понять, что хорошо, что плохо, но особенно удручают негативные социальные черты - угрюмые лица, мусор, грязь: А если говорить об архитектуре, то в Челябинске не найти здание, которое будет привлекательным лет через 100. О будущем заботимся мало, к сожалению, у нас практически нет ни одного монументального здания - храма, дворца, архитектурного ансамбля. Подобное создается долгими годами, а мы живем только сегодняшним днем. Те же итальянские соборы возводились столетиями. Это святое и для современников, и для потомков. Причем некоторые соборы продолжают строиться, например, в Милане, Барселоне. Это не значит, что в Челябинске все должно так строиться, но какие-то объекты должны быть продуманы наперед как основа будущего города. Старые здания украшают и будут украшать город. Плохо, что часть из них разрушена, что за ними никто не следит:
- А как формировались новые рыночные подходы к строительной индустрии в 90-е годы?
- Строительство всегда отличалось гибкостью, в отличие от промышленного производства с четкой организацией труда и налаженной технологической цепочкой. Строительная площадка как отдельный объект выживала индивидуально. Нужда заставляла моих коллег проявлять свои способности и избыточную энергию. В Челябинске и в прежние времена строительная индустрия была достаточно развитой. А как только обозначились новые правила хозяйствования, сразу появились кооперативы, где можно было хорошо заработать, благодаря, например, льготному налогообложению. В эту стихию ринулись активные люди, профессионалы, причем крупные строительные организации не могли сдержать отток специалистов. Тем паче началась приватизация и выделение отдельных подразделений в самостоятельные юридические формы. Но и у больших структур имелись свои конкурентные преимущества за счет сохранения производственных мощностей, капитала, то есть ранее наработанного потенциала. Однако гибкой работы с партнерами, с клиентами, с заказами, умения вытягивать их на себя у подобных предприятий не было в силу привычки получать производственные задания сверху.
В начале 90-х появились и новые критерии качества, поскольку рынок спровоцировал внешнеэкономическую деятельность. Приток новых технологий, товаров, материалов захлестнул устаревшие нерентабельные производства. Новый спрос что-то погубил, что-то сохранилось, что-то модернизировалось. Сегодня можно смело констатировать, что все необходимые строительные материалы на нашем рынке представлены, в том числе отечественного производства и достаточно высокого качества. Только где-то что-то появляется новое, завтра оно будет у нас. Так работает рынок. Беда в том, что в России нет нормального инвестиционного климата, не устоялась практика льготного кредитования и налогообложения, минимален опыт привлечения иностранного капитала, его свободного участия в собственности, в земле. Поэтому трудно рассчитывать на более интенсивное развитие производственных мощностей.
- Почему же Челябинск не открывается для инвестиций? Повинны ли в этом областная и муниципальная власти?
- Когда рухнула плановая экономика и проявились самостоятельные хозяйствующие субъекты, никто не озадачился перспективой развития города. Тогда надо было просто выжить. И произошел разрыв: город - отдельно, бизнес и промышленность - отдельно. Власть растерялась, поскольку не понимала, каким образом привлечь инвестиции, как организовать аукционы по продаже земли при отсутствии законодательной базы. Разумеется, потенциальные инвесторы предпочитали не рисковать. Сегодня западный капитал постепенно входит в региональную экономику, скупая акции отдельных предприятий при ясно оговоренных вопросах собственности. А в новые производства зарубежные инвесторы вкладываются несмело из-за юридической неопределенности. Это характерно для всей России, хотя отдельные регионы делают самостоятельные шаги по продвижению своих инвестиционных программ.
- Каковы, на ваш взгляд, характерные черты организации градостроительного процесса в Челябинске?
- В связи с тем, что "Челябинскгражданпроект" теперь частное акционерное общество, а наряду с ним образовались аналогичные проектные и архитектурные мастерские, сегодня нет выверенного цельного подхода к закладке основ будущего областного центра. Главное управление архитектуры и градостроительства взвалило на себя ношу по увязке перспективных проектов, но оно не готово к подобному объему работ. Его традиционное амплуа - разрешительные функции. Сегодня весь комплекс градостроительных проблем лежит на старом фундаменте. Фактически уже исчерпан ресурс перспективных проработок, сегодня необходим переход в новое качество - на дворе третье тысячелетие. Пожалуй, можно говорить лишь о нескольких зданиях, построенных с использованием новых технологий: бизнес-центр "Мизар", высотка на Кировке, "Аркаим-плаза" на Карла Маркса, несколько домов на северо-западе (застройщик - компания "Регион"). Я имею в виду именно новые технологии, а не их архитектурные плюсы и минусы.
- Как произошло деление жилья по уровню стоимости и комфортности, почему компания "Символ" стала специализироваться на кирпичных домах и сравнительно дорогостоящем жилье?
- Это от безысходности. У нас, в отличие от крупных строительных предприятий, занимающихся панельным домостроением, не было никаких производственных заделов, площадок и возможностей достраивать незавершенные объекты. Мы находили какое-то место в городе, добивались разрешения на строительство и старались все делать качественно. Панельки возводить проще, производственный цикл короче, возврат денег быстрее. Выгоднее построить пять панелек вместо одного сложного дома.
- Можно ли говорить о том, что в Челябинске появились какие-то сильные фигуры в архитектуре и градостроительстве, которые начинают формировать облик будущего города?
- Нет.
Борис Мельник родился в 1955 году в Челябинске. В 1977 году окончил инженерно-строительный факультет Челябинского политехнического института. Прошел трудовой путь от мастера до заместителя директора промышленного предприятия. В 1991 году основал фирму "Символ", которая сейчас объединяет группу предприятий, ориентированных на строительный рынок города: "Промэнергожилстрой", "СимволПрометалл", "Символбетон", "ОкнаСкайлайт", "Итальянская студия", а также ресторан "Декамерон" и полиграфический салон "PrintLine".