29-09-98


Точка зрения политика: Григорий ЯВЛИНСКИЙ

"Рано или поздно мы будем востребованы как команда"

Нам пророчат суровую зиму. Напуганные кризисом люди пугают других: переживем ли? "А что, может быть разве иначе?" - вопросом на вопрос отвечает лидер движения "Яблоко" Г.А. Явлинский. И впрямь, наши дедушки и бабушки, отцы и матери знавали куда более худшие времена. Опыт выживания у нашего народа огромный. Справимся и мы. И все же...

- И все же, Григорий Алексеевич, вы сами не раз говорили, что общество подошло к очень опасной черте. Что имели в виду?

- Прежде всего то, что по времени совпало обострение двух кризисов - экономического и политического. Один подогревал другой, кризисный маховик разгонялся, впереди снова замаячило гражданское столкновение. Так было уже по меньшей мере дважды в ХХ веке. Неконституционные, силовые действия людей, свергавших власть политических банкротов, достигали цели. Власть менялась. Но какой ценой? Мы наносили страшные удары своей стране, разруха отбрасывала нас на десятилетия назад.

Вот почему в последние месяцы мы все настойчивее предупреждали: никаких резких телодвижений, никакой игры мускулами! И сами старались вести себя соответственно. Возможно, ваши читатели обратили внимание: говоря, например, о своей среднесрочной программе "Россия XXI века", мы постоянно подчеркивали, что по главнейшим, коренным вопросам непременно требуется согласие основных политических сил. Ни в парламентских дебатах, ни в прессе, ни в других видах деятельности "Яблоко" старалось не оказаться яблоком раздора.

- Так ли? А ваша последовательно жесткая позиция по отношению к ставленникам президента на пост премьера - разве она не продлевала и не обостряла правительственный кризис?

- А разве было бы лучше согласиться с президентом, то есть политической салфеткой на время прикрыть гнойник?

- Выходит, ваше предложение о компромиссной, всех устроившей кандидатуре Евгения Максимовича Примакова на роль главы правительства - не минутное озарение, а продолжение курса на согласие? Выношенное решение? То, что называют домашней заготовкой?

- Еще в апреле, когда президент упрямо, не считаясь ни с чем, навязывал всем нам правительство так называемых технократов, возглавить которое должен был Кириенко, мы это расценивали как грубейшую кадровую ошибку. Страна находилась в ситуации, когда руководителем правительства требовался не "спец", якобы стоящий вне политики, а, напротив, серьезная политическая фигура. Своего рода дублер президента. Достаточно авторитетный внутри страны, чтобы совладать со всей властной элитой - министрами, в том числе "силовиками", губернаторами, заставить уважать себя сросшийся с властью крупный бизнес. Это должен быть человек, известный в мире, обеспечивающий преемственность внешней политики. Человек, не доверять которому у президента нет причин, иначе тот официально не представил бы его кандидатуру. И человек без президентских амбиций - иначе ему не пройти парламент, где его остановили бы потенциальные соперники. Таким требованиям в наибольшей мере отвечал Примаков. Это наше мнение я тогда же ему и сообщил.

Так что, выступая против ставленников президента, мы действительно имели, что предложить. И рады, что предложение прошло. Я надеюсь, Евгений Максимович окажется и тем человеком, который нужен стране в преддверии парламентских и президентских выборов, что он их четко организует и честно проведет.

- Странно, в таком случае, складываются ваши взаимоотношения. Ведь, обсуждая у себя его кандидатуру, вы наверняка думали об участии в правительстве...

- Да. Политический премьер может не быть профессионалом-экономистом, может не быть автором собственной экономической программы - ему достаточно иметь крепкую команду, квалифицированно занимающуюся этими вопросами. Если бы "Яблоку" предложили роль такой команды - мы согласились бы. Но, выдвигая кандидатуру Примакова, мы никаких предварительных условий не ставили.

- И от него последовало предложение, явно вас не устроившее? Чем же? Злые языки говорят, что Явлинский испугался ответственности.

- В правительство пригласили не нашу команду, а лично меня. Одного. И отвечать я должен бы не за весь экономический блок, а за социальные вопросы, т.е. за результаты экономической политики, которая уже поручена другим людям, с иными воззрениями и подходами. Занять пост, чтобы мешать правительству бесконечными спорами? Без всякой надежды, что удастся переспорить тех, кто будет определять экономический курс? И в конце концов заявить людям, что в таких условиях ничего не могу для них сделать? Да, такой ответственности я боюсь. Моральной ответственности перед своими избирателями, чьи надежды мне пришлось бы обмануть.

Ни о какой другой ответственности у нас говорить не приходится. Как и перед кем ответил Черномырдин, надувавший экономический мыльный пузырь? Отправился начинать президентскую кампанию. Как ответил Кириенко, лишивший правительство последних крох доверия внутри страны и за рубежом? Отправился плавать с аквалангом. Кажется, в Австралию.

- Вы, таким образом, ставите крест на участии в правительстве? По крайней мере, в правительстве Примакова?

- Политический премьер нам нужен, между прочим, еще и для того, чтобы не повторялись затяжные правительственные кризисы. В случае неудач мы можем не менять премьера, вслед за которым по закону в отставку уходит все правительство, а менять только экономическую команду.

Тем людям, которые подбираются в нее сейчас, мы желаем удачи. Говорю это совершенно искренне. Любую помощь, которую от нас попросят и которую мы в силах оказать, мы обещаем. Хотя и знаем: роль суфлеров - неблагодарная, их не слышат, а если и услышат - со словами признательности не спешат. Но если у этой команды не получится и позовут нас - мы придем и будем все исправлять.

Думаю, поздно или рано "Яблоко" будет востребовано как команда. Подобрались люди, которые участие во власти не рассматривают как способ политической "раскрутки", не ищут в этом иных прибылей и уж тем более пополнения своих карманов. Люди, для которых действительно первый вопрос - что полезно для страны. И, значит, способные вести дело согласно человеческим законам. Во-вторых, это люди профессиональные, знающие свой предмет. И, значит, способные вести дело согласно экономическим законам. В-третьих, это люди достаточно молодые, в расцвете сил. И, значит, способные вести дело в высшей мере плодотворно.

Это команда, которая не ставит целью ждать, когда ее "пригласят". Ее цель - добиться на выборах такого представительства в парламенте, когда можно будет формировать свое правительство. Чтобы, взявшись за дело, можно было увидеть его результат. А он в том, чтобы избиратели сказали: при них нам живется лучше, чем раньше.