29-09-98
На прошедшем летом расширенном собрании мусульман двух областей - Челябинской и Курганской, где присутствовало более 200 представителей духовенства, Муфтий Габдулла Шакаев обстоятельно рассказал, как возрождается исламская религия в регионе. Увы, есть немало поводов для беспокойства. Я имею в виду конфронтацию между представителями различных фракций в духовенстве.
Ни одно религиозное представительство - будь оно христианским, католическим или иудейским - не допускает, по возможности, в своих рядах раскола. Многие, наоборот, стараются сохранить и расширить свое влияние. В последнее время некоторые конфессии активно направляют миссионеров во все концы России с целью привлечения масс в свои ряды. Причем денег на это не жалеют - раздают литературу прямо на улице, в поездах и различных учреждениях, в том числе в школах и институтах. Последователи же ислама не столь активны. И это огорчает. Думается, не последнюю роль играет здесь конфронтация.
Разрыв единой мусульманской общины в связи с формированием различных духовных управлений и высшего координационного центра свидетельствует о тенденции раскола последователей ислама в России, а также в государствах СНГ. Между тем в священной книге "Коран" ислам призывает к единству. В государстве должен быть один духовный правитель, все формирования должны быть подчинены одному духовному центру во главе с верховным муфтием.
Однако на наших глазах происходит разъединение единого духовного центра мусульман. Образовался высший координационный центр в Москве. Каковы его функции? Судя по названию, он должен координировать и контролировать все духовные образования в России. Однако кто ему предоставил такие полномочия?
Ясно пока одно: представители этого координационного центра во главе с М. Габидуллиным пошли на конфронтацию с муфтием Челябинской и Курганского областей Г. Шакаевым. Под предлогом реформ и перемен в структуре мусульманского духовенства в мае нынешнего года представителем координационного центра была предпринята попытка провести конференцию мусульманских общин двух областей. Причем согласно повестке дня должен был отчитываться муфтий Г. Шакаев. Однако он координационному центру не подотчетен. И М. Габидуллину пришлось выслушать нелицеприятные нарекания со стороны приглашенных.
Что примечательно: на этом собрании выступил представитель какого-то духовного управления в Москве. Это еще одна властная структура, претендующая на влияние среди мусульман. Собравшимся разъяснили, что желающие могут войти в это духовное управление, которое образовалось совсем недавно. А всего в России, по словам представителя, сейчас существует четыре духовных управления. Это ли не свидетельство планомерного расчленения единого центра на множество "вассальных правлений"? Размежевание сеет смуту среди правоверных, вражду между ориентирующимися на разные центры формированиями.
80 лет мы были отлучены от религии. Повсеместно подлежали ликвидации все религиозные учреждения и храмы. Лозунг "Религия - опиум для народа" стал грозным оружием в руках атеистов. В России официально искоренялся и ислам. Муллы получали статус "врагов народа", высылались в Сибирь, оказывались в лагерях. Народу "промывали" мозги, воспитывая в духе воинствующего атеизма. Зачем? Я был коммунистом и в душе остаюсь им. Но не могу простить идеологов атеистического толка. От того, что человек отказался от Бога, обществу разве становилось лучше? Да нет же! Потеряв веру, человек потерял честь, стыд, совесть, милосердие. Аморальность и преступность росли как на дрожжах. В итоге - деградация человеческих душ, утрата многими людьми такого ценного качества, как милосердие. Иные же стали жить под двойной личиной: на словах - приоритет общественным интересам, на деле - забота лишь о личном.
Прискорбно, что есть такие и среди священнослужителей. Они могут наизусть читать Божьи законы, цитировать "Коран", а в быту пренебрегают ими. Тому пример поведение и деятельность духовного настоятеля Усманова, о чем справедливо писал "Челябинский рабочий" в октябре прошлого года. На собрании троицких мусульман с участием муфтия Г. Шакаева Н. Усманов был снят с должности, назначен новый настоятель. Но тут в Троицк срочно приезжает полномочный представитель Высшего координационого центра духовных управлений мусульман России по Челябинской области М. Габидуллин и... занимает позицию имама, которому рядовые мусульмане отказали в доверии.
Первый приезжает, чтобы установить мир и согласие среди прихожан, второй, наоборот, подливает масло в огонь, и он горит до сих пор.
Или другие примеры. Один имам на деньги прихожан покупает иномарку, а мечеть не ремонтируется. Другой, из Кунашакского района, продает свою личную машину, а деньги тратит на восстановление мечети. Какой контраст! Но он наглядно демонстрирует сегодняшнюю ситуацию в исламском обществе. Да и в других религиозных конфессиях, наверное, могут привести подобные примеры.
В Челябинской области сегодня действует 50 мечетей. Много это или мало? Очень мало! До революции только на территории одного Кунашакского района было столько же. Но то, что во многих городах и населенных пунктах строятся мечети, еще не говорит, что исламу возвращается крепкая фундаментальная основа. Увы, нет. Главное все-таки не в том, чтобы возродить все мечети, а в том, чтобы приходящие в них мусульмане, священнослужители не нарушали святых законов Шариата, хранили духовные ценности человеколюбия.
Каждый, переступивший порог мечети, мысленно произносит: "О Боже, открой мне твои двери и даруй мне душевные драгоценности во благо". В мечети первый, кто произносит слова Божьи, имам-хатып. Обидно и досадно, что именно среди правоверных, занимающих этот высокий сан, встречаются люди, проявляющие бескультурье, высокомерие, несдержанность, пренебрегающие кодексом общегражданской морали и законами Шариата. Этим наносится огромный вред возрождению ислама.
Таким хотелось бы посоветовать: загляни себе в душу. В гармонии ли твои поступки с Божьими заветами? Не гложет ли тебя зависть? Подави в себе гордыню. Твои знания и способности должны быть направлены на благородное дело во имя Аллаха, а не на подрыв его, на укрепление веры в прихожанах, а не на разрушение ее в них.
Мухтар ФАРХУТДИНОВ,
ветеран труда, бывший железнодорожник.
Кунашакский район.