29-09-98
Еще две недели назад в Челябинской академической драме бурно обсуждали уход из труппы заслуженного артиста России Андрея Торхова. Это был почти скандал - "повисли" спектакли, а еще актер едва ли не впервые в истории обвинил художественного руководителя театра Наума Орлова в обмане... Но прошло не так много времени и не так много событий, а жизнь в театре потекла своим чередом. Идут репетиции - готовятся к открытию сезона. О Торхове вспоминают все реже...
Андрей уходит из театра не впервые. Для многих стал неожиданностью не столько его первый уход два года назад, сколько возвращение в начале прошлого сезона. Тогда он тоже уходил насовсем, попрощавшись со своими спектаклями. По традиции выпускники Щукинского училища должны особым образом произнести слово "все" во время последнего спектакля.
Нынешнему решению актера впору бы улыбнуться, но ведь, и в самом деле: той "Марии Стюарт", что стала лучшей театральной работой сезона в области, больше не будет. На роль Лестера, говорят, нашли уже другого... А еще была "Безотцовщина" по Чехову. Здесь у Торхова роль Платонова, главного героя. Это, пожалуй, и самая важная на сегодня его актерская работа. "Если сыграть всерьез то, что там написано, актер просто обязан умереть", - говорит Андрей.
Еще были "Зойкина квартира", "Самоубийца", "Неугомонный дух". В репетируемой ныне в театре премьере - трагикомедии "Чума на оба ваших дома" по Горину - Андрею Торхову тоже нашлось место. Да и вообще осанистый великан с хорошо поставленным голосом и купеческой бородой - фактура, какую поискать.
Формальной причиной своего ухода Торхов считает невыполнение театром своих перед ним обязательств. Обещали к концу сезона полуторку, но письмо Н. Орлова залежалось в областной администрации. Нет, о нем помнят, и перспективы, как говорится, у дела есть, просто не живет начальство театральными сезонами. Квартира, в дополнение к имеющейся трехкомнатной, Торхову, конечно, нужна. Он ведь не только герой-любовник, но и многодетный отец, мечтающий о достойной жизни своих четырех несовершеннолетних детей.
"Я по-человечески хорошо отношусь к Науму Юрьевичу, - говорит Андрей. - Но в какой-то момент до меня дошло, что, вписывая в контракт пункт о квартире, он понимал, что его не выполнит. То есть, грубо говоря, обманывал. Я понял это и с чистой совестью использовал свой отпуск для поиска нового места работы".
Однако в труппе говорят, что Андрей занялся своей проблемой много раньше. Поговаривают, после первого ухода ездил даже не то в Канаду, не то в ЮАР. А дальнейшую свою жизнь связывает с одной из стран Восточной Европы. Недоброжелатели при этих словах морщатся: актер просто блефует. И виноват в том "кризис среднего возраста". Дескать, к сорока годам у мужчин возникают новые мысли о смысле. "И с отвращением читая жизнь свою", короче говоря...
Между тем Андрей Торхов в свои 42 кое-что да имеет, его ценили в театре и узнают на улицах. Для очень многих его коллег это, увы, недостижимо. Андрея же приглашают вести шоу и презентации, несколько лет назад он дал мне большое интервью как аукционист. Торхов таким образом зарабатывал деньги, а еще - преподаванием в школах и вузах.
"Я сейчас вообще не хочу играть. В течение прошлого сезона за шиворот себя выволакивал на сцену. Лестер - откровенная халтура. Я признаюсь, что с холодным песьим носом произносил красиво слова, вставал в мизансцены. Если Платонов в свое время выматывал меня до полусмерти - там я мучился и одновременно с наслаждением работал, - то "Мария Стюарт" меня не затронула никаким боком"...
В этих словах слышится глухой упрек зрителю, зачастую не способному отличить, где опытный актер "выезжает на технике", а где "тратит себя". Но зритель - тоже часть театра, где, прямо как в жизни, справедливости нет. Театр вообще бывает очень жесток. Он заставляет не сопереживать, а хочет большего - взять человека без остатка. В театр уходят с головой, как в тоталитарную секту, бросая семьи и наплевав на себя, чтобы проживать чужие жизни - ярко, сочно, до потери пульса. Еще Белинский писал: "Идите в театр и умрите в нем". Про таких говорят: "талант", а то и "гений". И что с того? Это, в сущности, несчастнейшие люди...
Но театр с жестокостью ревнивца расправляется с отступниками, кто вспоминает, что свою собственную жизнь с элементарным набором простых радостей прожить бывает много нужнее...
Айвар ВАЛЕЕВ.