29-09-98
... Большой Багруш, Улуюр, Сикияз... Какие древние, почти что сказочные названия! Столь экзотичные имена носят притоки Ая. А какие загадочные "имена" у здешних скал - Медвежий лоб, Чертов палец, Разбойник, Каменные ворота... Да и сама река в переводе с башкирского звучит не менее романтично - Лунная. Хоть и обмелел Ай в последние годы, а все же остался прекрасен, по-прежнему отражая в своих зеркальных водах живописные берега и причудливые скалы, заросшие густым кустарником каменные уступы и затерявшиеся в горных высотах таинственные пещеры. Только ради них одних можно смело отправляться в путешествие. Об айских пещерах, как, впрочем, и о каждой здешней сопке, местные жители складывали легенды и предания. Например, о скале Разбойник, мощной известняковой стеной вырастающей прямо из воды. Весной, в половодье, об эту неприступную скалу разбивались, словно щенки, гигантские льдины. Примерно так же, должно быть, много лет назад Разбойник расправлялся с нагруженными баржами и лодками. Поутих с тех пор Ай, но сколько тайн по сей день хранит речное дно, про которое говорят, что оно двойное и даже - тройное.
Лет 30 назад мальчишки одной из местных деревень, купаясь, нашли здесь целый ящик с хорошо сохранившимися офицерскими саблями - хватило на всех юных джигитов.
Правда, власти, узнав про это, тут же все и конфисковали...
Невдалеке от Разбойника река выводит на Малые притесы. Так здесь называют высокие обрывистые берега - утесы. Малые притесы иначе именуют Юлдашкиным гребнем. Название это в народе сохранилось по имени лесника Юлдаша - вора и мошенника. Однажды ночью осерчавшие мужики подкараулили лесника и вместе с повозкой сбросили вниз с 70-метровой высоты...
С крутых, обрывистых вершин Юлдашкина гребня видна вся чудесная панорама Айской долины со всеми лесами, речными перекатами и островами. Но стоять здесь и впрямь боязно: одно неосторожное движение - и каменные притесы подомнут тебя. Но все же самыми таинственными достопримечательностями Айской долины по праву считаются пещеры, большинство из которых было открыто лишь в последние два года, во время археологических экспедиций. Тем, кто сплавляется по Аю, можно посещать пещеры практически на всем 150-километровом маршруте от Кусы и до Лаклов.
Например, невдалеке от станции Сулея на левом берегу Ая можно найти один из красивейших на Урале подземных дворцов - пещеру Шумиха. Громадные галереи и арки, гигантский зал, по своей причудливой пещерной архитектуре названный Монастырским. Спелеологи уверены: если возле этого зала пробить каменные пробки, то можно выйти в магистральную галерею, длина которой свыше двух (!) километров. Если это произойдет, то Шумиха станет длиннейшей и глубочайшей карстовой полостью в области. В устье Кургазака расположена другая гигантская пещера - Кургазакская со своими загадочными названиями - тоннель Неизвестности, грот Молчания.
Но, пожалуй, самой большой подземной тайной на берегах Ая по сей день остается Аверкиева яма глубиною почти 30 метров. На самом дне этого природного карстового колодца остались следы пребывания легендарного старца Аверкия, жившего здесь в прошлом веке. Беглого каторжника, скрывавшегося от властей в этой глубокой и страшной яме, подкармливали местные сердобольные женщины, которым Аверкий в награду вытачивал на станке ожерелья, сережки...
Спускаться в жилище Аверкия крайне опасно: на стенах колодца выступают острые камни. Но смельчаков ждет награда - увлекательная экскурсия по многочисленным коридорам и гротам, в одном из которых можно испить воды из прозрачного подземного озера.
Ай все дальше уносит свои воды. И вот вы уже и в легендарном пещерном граде Сикияз-Тамак, где совсем недавно обнаружено полсотни больших и малых пещер и гротов. По мнению археологов, в большинстве из них обитал древний человек. От пещерного города до Лаклов - рукой подать. Здесь, собственно, и кончается весь айский маршрут - один из красивейших на Урале. И здесь вас обязательно посетит желание когда-нибудь вновь вернуться на Ай. Но помните библейскую мудрость: в одну реку нельзя войти дважды. Нельзя, потому что это уже будут другие впечатления, а значит, и другая история.
Марат ГАЙНУЛЛИН.