29-10-04


"Одежда" для зданий

Новый челябинский завод даст толчок развитию местной стройиндустрии

О строительстве завода и о его особенностях мы побеседовали с генеральным директором ЗАО "Завод "Минплита" Виктором Александровым.

- Виктор Николаевич, как возникла идея строительства такого предприятия?

- Россия расположена в регионе, где половина года - зима. Организация производства и всей жизни без теплоизоляции на наших просторах невозможна. Поэтому необходимость изготовления минераловатных плит очевидна. Идея появилась в связи с потребностью жилищно-коммунального фонда и строительства промышленных сооружений. Минераловатные плиты используются в качестве покрытий и наполнителей строительных изделий, в конструкциях тепло- и звукоизоляции. До этого в России создавалась теплоизоляция в основном для промышленных сооружений и зданий. Заводы старого поколения выпускали минплиты, не соответствующие стандартам новых строительных технологий. Возник дефицит этой продукции на рынке, потребность закрывалась поставками из-за рубежа. После изучения рынка возникла мысль о создании такого производства в Челябинске.

- На какой стадии проекта вы стали в нем участвовать?

- К проекту подключился с самого первого дня. В теплоизоляции я не новичок, в этой области работаю уже 24 года. До ЗАО "Завод "Минплита" был генеральным директором завода "АКСИ". Нынешняя линия для меня уже шестая. Технология производства минераловатных изделий, внедренная на новом заводе, наиболее совершенная, за ней будущее теплоизоляции.

- Cколько времени ушло на реализацию проекта?

- Все началось в 2001 году, от рождения идеи до воплощения ее в жизнь прошло три года. ЗАО "Завод "Минплита" решили создавать на базе имущественного комплекса бывшего ОАО "ЧСДК" (Челябинский сельский домостроительный комбинат - ЧСДК). На эту площадку мы зашли весной 2002 года, непосредственно само строительство длилось два года. ЧСДК был полностью развален. Мы его реконструировали - выполняли очень большие монтажные работы, восстанавливали железнодорожные пути, сети, автомобильные дороги. То есть приводили площадку в состояние, соответствующее уровню новых технологий.

- На заводе установлена итальянская линия? Кто осуществлял шеф-монтаж?

- Специалисты итальянской фирмы "Gamma Meccanica" совместно с двумя челябинскими организациями, которые выполнили непосредственный монтаж и все остальные строительные работы. Причем наши специалисты по квалификации оказались на уровень выше иностранных.

- Насколько наши рабочие были готовы к работе на новом оборудовании? Долго ли их пришлось обучать?

- Основные специалисты уже имели опыт работы на аналогичном производстве. Пришлось провести отдельную стажировку вагранщиков. Операторы плавления стажировались на российских плавильных агрегатах в Свердловской области, мы также отправляли их для подобной практики в Турцию. Сама линия управляется с одного пульта и одного компьютера, то есть весь процесс находится под управлением одного человека, это и называется линия-автомат.

- Какова роль ПРОМ-АССа в этом проекте?

- Как вы знаете, ПРОМ-АСС - это организация, которая объединяет промышленников, банкиров, другими словами, крупных работодателей. Поэтому главной задачей регионального объединения является подъем промышленности Южного Урала. Идея "воскрешения" и перепрофилирования ЧСДК принадлежит ПРОМАССу. Важен факт оживления предприятия, которое было обанкрочено и остановлено. Это принципиальный показатель того, что наш регион способен развивать экономику края. Представители объединения участвовали в переговорах с итальянскими производителями оборудования, представителями банков, местными властями. Они провели маркетинговое исследование, составили бизнес-план. Заслуга ПРОМАССа еще и в том, что объединению удалось найти российских и иностранных инвесторов, установить с ними контакты.

- Вы с такой гордостью говорите о своем заводе. В чем его уникальность?

- Наше предприятие позволяет отказаться от импорта стандартных плит в регионы Урала и Сибири из Европы и других областей Российской Федерации, обеспечить жилищно-коммунальное хозяйство современными видами строительной теплоизоляции, качественно и надежно подготовиться к зиме. Наш завод, первый в Урало-Сибирском регионе, имеет технологию, соответствующую западным стандартам. Он мог появиться только в нашем крае. Строительные утеплители изготавливаются из природного камня, а Урал расположен на горном массиве, где добывается экологически чистый, негорючий камень. Мы используем парфериты Тимофеевского месторождения (г. Коркино), доломиты и известняки Тургоякского месторождения (г. Миасс), а также сырье с месторождения в Сатке. Смолы, составляющие всего три процента изделий, завозятся из Перми, водоотталкивающие эмульсии также изготавливаются за пределами Челябинской области. Но эти компоненты по своим функциям и по объему незначительны. Мы плавим природный материал, с виду обычный булыжник, на самом деле это базальтовая порода.

Наше предприятие уникально еще и тем, что за счет оригинального инженерного решения плавильные агрегаты и технологическую линию удалось вписать в существующий производственный корпус ЧСДК.

По своим показателям смонтированная на нашем заводе линия значительно превосходит линии аналогичных предприятий и отвечает всем требованиям мировой минераловатной промышленности. Первая плита, сошедшая с конвейера, превзошла все ожидания специалистов по своим техническим характеристикам. Сейчас подходят к концу отладка основного оборудования и согласование элементов линии для достижения безупречной работы всего комплекса.

- Тепло- и звукоизоляционные плиты раньше при строительстве в таком объеме не использовались. Не было потребности?

- Потребность была. Мы все живем в городском секторе, тепло в наш дом попадает благодаря теплоизоляции трубопровода, то есть мы и раньше занимались утеплением трасс. В России разрабатывалась и специальная технология теплоизоляции кровли. А вот новые направления, связанные со строительством жилищно-коммунального фонда, появились лишь в последние десять лет. До сих пор на рынке господствовала дорогостоящая импортная продукция: более 70 процентов изделий поставлялось из-за рубежа, преимущественно из Польши и Дании. Сегодня наш товар поставляется в Башкирию, на Тюменский Север, в Курганскую и Свердловскую области. Естественно, нашим потребителем является Челябинск. Мы работаем только с 8 октября, поэтому еще рано говорить о продаже продукции. В дальнейшем планируется рост объема поставок за пределы Урала (в Сибирь, Казахстан и т.д.)

- Есть ли у ваших плит плюсы, присущие только им?

- Теплоизоляция давно применяется людьми. Это и материя, и войлок. В последнее время активно использовались утеплительные материалы, созданные химическим путем на основе полимеров (пенопласт, пенополистирол). Но у них есть свои недостатки: горючесть, поедаются грызунами, выделяют вредные газы при возгорании и т.д. Для того, чтобы камень превратить в "каменную нить", нужна температура до 1500 градусов! Каменная вата наиболее популярна среди теплоизолирующих материалов. В Европе, например, объем ее применения достигает 65 процентов от всех видов изоляции. То есть это в теплоизоляции преимущественный поток. Это самая дешевая, самая огнестойкая и самая экологически чистая продукция.

- Сколько лет она может прослужить?

- Гарантийный срок - 50 лет. А служить она может вечно, ведь это все-таки камень.

- При возведении каких объектов сейчас используются ваши плиты?

- При строительстве спортивных сооружений, торговых центров, обычных жилых домов и, естественно, промышленных зданий.

- Предположим, ваши хорошие знакомые решили построить дом. Посоветуете ли вы им использовать плиты вашего производства?

- Не просто посоветуем, но и дадим рекомендации, расскажем, как их применять. Сегодня уже ни один частный дом не может быть построен без нашего утеплителя (коттеджи, малоэтажное строительство вообще невозможно без минераловатной теплоизоляции). Да и весь жилищный фонд использует теплоизоляцию, которую мы можем производить на нашем предприятии. Строительные конструкции стоят дороже, чем утепление, поэтому значительно снизятся затраты на стройматериалы.

- Получаются сплошные плюсы.

- Конечно. Потому на Западе уже давно и широко используется минераловатная теплоизоляция.

- Какие плиты сейчас наиболее востребованы на рынке?

- Востребованы все. Все зависит от области их применения. Это подобно тому, как мы одеваемся: нельзя исключить пальто в пользу брюк или рубашки и т.д. Так и дом "одевается" в разные плиты, будь это утепление подвала, чердака или стены. Поэтому строительство даже одного проекта потребляет половину гаммы наших изделий. К примеру, все видели железнодорожный вокзал, он реконструирован по новым технологиям. У него наружное утепление и мокрая штукатурка. Работы вокзала сделаны идентично как изнутри, так и снаружи, правда, с внешней стороны это смотрится гораздо красивее. Требования к таким плитам наиболее высокие, потому что они должны нести как себя, так и слой, который на них нанесен.

- Ваши строительные утеплители соответствуют мировым стандартам и одновременно дешевле импортных?

- Безусловно, наши утеплители отвечают самым строгим требованиям этой отрасли производства, если измерять их по единой общемировой шкале. И они действительно дешевле импортных! Это связано с тем, что, повторюсь, исходный материал мы добываем у себя в регионе, где богатые природные ресурсы. Ближайшие подобные производства есть в Москве (владеет иностранная фирма) и два завода на Волге (в Волгограде и Самаре). Например, Самара возит сырье из Карелии. Поэтому, если сравнивать даже российских производителей минераловатной теплоизоляции, то получается, что продукция Урала наиболее выгодная. И именно наш регион дает импульс к развитию этой области промышленности. Меня радует, что пуск конкурентоспособного отечественного завода значительно снижает стоимость строительного материала, сохраняя при этом высокий уровень качества. Новые технологии помогут обеспечить эффективное энергосбережение, а масштабное изготовление недорогого природного утеплителя из местных материалов позволит увеличить объемы строительных работ в области и на всем Урале.

- Почему же у нас "эра" стройутеплителей наступила только сейчас? Ведь и раньше были сырьевая база, рынок сбыта, рабочие руки: Чего не хватало - денег, идей или еще чего-то?

- В свое время у нас было развито железобетонное строительство. Особенно это видно по северо-западу Челябинска. Несколько лет назад требовалось быстрое "возведение квадратных метров", необходимо было решать жилищную проблему. Причем не особо просторного, теплого и уютного (все бывали в квартирах, где кухня шесть квадратных метров, а в ванной даже раздеться негде). Сегодня речь идет уже о том, чтобы, во-первых, сделать жилье удобным, а во-вторых, теплым. Энергетика очень серьезно бьет по карману, и сохранять тепло в доме становится все накладнее. Использование же наших утеплителей приносит комфорт и серьезную экономию семейного бюджета.

- Планируете ли вы увеличение объема производства, расширение ассортимента продукции?

- Уже принято решение о строительстве второй очереди по выпуску теплоизоляции качественного применения. Она будет установлена здесь же на резервных площадях, начало производства планируется ориентировочно на второе полугодие 2006 года. Практически будут удвоены объемы продукции. Планируется также начать качественный выпуск утеплителей для теплотрасс. Это позволит улучшить уровень ремонтных работ в Челябинске. Летом все трассы города вскрываются, ремонтируются, потом хаотично утепляются. Зимой же мы отапливаем землю и тратим свои деньги на бесполезную работу (повсюду тает снег в местах, где расположены горячие трубы). Все эти погрешности будут серьезно корректироваться.

- Когда окупятся деньги, вложенные в проект?

- Деньги возмещаются каждый день: мы с вами беседуем, а линия работает, происходит возмещение. А полностью денежные средства возвратятся через три года, потому что сам по себе проект очень масштабный, ведь это практически строительство нового завода.

В средствах массовой информации уже сообщалось об открытии в челябинском поселке Федоровка первого на Урале завода по производству минераловатных плит самого современного уровня. Скупые строки информационных сообщений не смогли передать всей значимости этого события.

Появление нового предприятия может послужить основой для прорыва местной стройиндустрии. Более того, создание в Челябинске такого уникального и высокоэффективного производства говорит о высоком потенциале региона, о том, что на Южном Урале есть структуры, способные ускорить темпы его экономического развития. Учитывая это, мы решили побывать на новом предприятии.