29-10-05


"Цветы жизни" на чужих подоконниках

В Миассе учреждения для сирот переполнены

Новита ЗАКАТОВА

Миасс

Дети - цветы жизни, но лучше, если они растут на чужом подоконнике. Подобное циничное рассуждение давно вышло за рамки шутки. Многие мамочки, родив нежеланного ребенка, тут же его бросают: за 8 месяцев 2005 года в Миасском роддоме остались "ничейными" 35 малюток. Для сравнения: за весь 2004 год их было 36.

Отреклась от матери

Олеся сама пришла в городской отдел опеки и попечительства и за-явила: "Хочу отказаться от матери". В доверительной беседе одиннадцатилетняя девочка призналась, что решила распрощаться с тем, что при всем желании трудно назвать семьей. Олесю угнетали пьяные нравы, грубое отношение матери, оторванность от "большой нормальной жизни" - школы, сверстников. В школе ее не видели с сентября - "родители" не позаботились ни об одежде, ни об учебниках. Разумеется, мать отрицала грубое отношение к дочери, но, посетив семью, специалисты отдела опеки лично убедились, что житья Олесе здесь не будет: отец сидит в тюрьме, мать запивается на пару с бабушкой, в доме нет ни крошки хлеба, имеется большая задолженность по квартплате. В результате был оформлен запрос на лишение родительских прав мамаши, устранившейся от воспитания дочери.

Сейчас Олеся живет в детском приюте и, по свидетельству воспитателей, неплохо адаптируется к новым условиям. Прошло еще слишком мало времени, чтобы понять, какое место в детском сообществе займет девочка и каковы ее отличительные черты, но с самого начала она проявила к новой "семье" живой интерес. С особенным энтузиазмом Олеся участвует в еженедельных генеральных уборках: "Это мой дом, в нем должно быть чисто и красиво". Радуется, что сыта, одета, снова пойдет в школу, что у нее появятся настоящие друзья.

Родилась сиротой

Число обездоленных детей растет постоянно. Недавно инспектора группы по делам несовершеннолетних УВД Миасса спасли очередную жертву нелюбви. Девочку двух с половиной месяцев от роду мать-выпивоха сплавила бабушке-инвалиду. Кроха не знала ни чистого белья, ни нормального питания, пребывая в жуткой антисанитарии. Во время обхода инспектора с трудом обнаружили мамашу девочки - пьяная женщина отсыпалась в чужой квартире. Соседи говорят, что это еще цветочки: случалось, что изрядно подзарядившаяся спиртным перед прогулкой женщина опрокидывала коляску с младенцем. Малютку определили в больницу. Фактически она стала сиротой уже в день рождения. Как и ее сестра. Правда, той повезло больше - добрые люди удочерили. Инспектора-спасатели сомневаются, что в этом случае материалов на мамашу хватит для возбуждения уголовного дела по факту жестокого обращения с ребенком.

Тайная исповедь

19-летняя Елена не имеет никакой специальности, жилья, родители давно умерли, а гражданский муж ее бросил, как только узнал, что скоро станет отцом.

- Я не могу позволить себе ребенка. Но это случилось - забеременела, и уже ничего не изменить. Как не изменить моего решения оставить новорожденного в роддоме. Зачем плодить нищету? Скажете, раньше надо было думать. Вы абсолютно правы, я дрянь. Но так сложилось. Виню себя только за то, что родилась в государстве, где человек пишется с маленькой буквы и никому не нужен. В государстве, где имеют место смехотворные детские пособия, зарплаты, безработица. Я ничем не смогу помочь своему ребенку, если он заболеет, не смогу дать ему достойное образование, да просто дотянуть его до этого возраста. Я никогда не смогу заработать квартиру, но и не могу позволить моему ребенку ютиться в занюханном общежитии рядом с алкашами и наркоманами. Верю, что малютку возьмут добрые люди. А моим сверстницам, особенно из малообеспеченных семей, говорю: девчата, не спешите рожать сирот! Нет в нашем государстве условий для достойного продолжения рода, как давно нет и самого государства:

Елена неодинока в своих бедах и мрачных мыслях. По последним данным, при сокращении общего числа новорожденных растет количество детей, появившихся на свет вне брака. В Миассе таких малышей в прошлом году было 36,7 процента от числа родившихся, более одной трети.

В активе и пассиве

Несколько сотен ребятишек оказались "цветами жизни" на чужом подоконнике. Сегодня в центре внимания специалистов отдела опеки и попечительства находятся 764 сироты, из них 506 - под опекой, остальные - в госучреждениях. По информации начальника Миасского отдела опеки и попечительства Валентины Глушковой, все четыре специализированных детских учреждения переполнены. В год выявляется около 200 детей, оставшихся без попечения родителей. Случаи возвращения в семьи к биологическим родителям не превышают десяти процентов - в год около 30 ребят. Но и этой цифре рады специалисты, так как она равна количеству детей, живущих в детском приюте. Еще пять лет назад возвращенческий показатель равнялся нулю. Семью трудно заменить казенным домом, поэтому, по мнению Глушковой, следует развивать такой вид работы, как патронатное воспитание. В 25 регионах России эта форма уже принята. В нашей области, к сожалению, пока нет соответствующего закона. Спасают положение милосердные люди, берущие в семьи детей: 26 ребятишек нашли новых родителей в Испании, Италии, 10 - в России, в том числе 7 - в Миассе. Но как в целом остановить "сиротский конвейер", сегодня не знает никто.