29-10-05


Скрипку отдайте Ротшильду

Фестиваль "Золотая маска" в Челябинске открылся лучшим драматическим спектаклем России

Фестиваль "Золотая маска-2005" признал "Скрипку Ротшильда" Московского ТЮЗа лучшим драматическим спектаклем большой формы (в качестве лучшей была отмечена и работа художника этого спектакля). Конечно, "лучший - худший" в искусстве весьма относительные и субъективные понятия и "Золотая маска" для многих вовсе не безусловный авторитет. Но вот имена создателей "Скрипки Ротшильда" (режиссер Кама Гинкас, художник Сергей Бархин, композитор Леонид Десятников и художник по свету Глеб Фильштинский) уже давно не нуждаются в добавлении никаких лауреатских званий. Скорее, национальная премия нуждается в них, чем они в ней.

Мы увидели абсолютный шедевр. От его совершенства даже немного холодно. Мир гробовщика Якова, главного героя чеховского рассказа ("Скрипку Ротшильда" играют дословно, без всяких инсценировок), художник Бархин превратил в деревянное царство мертвых: гробы и доски для домовин, мертвое дерево, маленькое полено, которое, как мертвого ребенка, "пеленают" в крошечный гробик... И деревянные лодки - лодки Харона, перевозчика в царство мертвых.

Гинкас ставит спектакль о смерти, то есть о жизни без любви, это ведь одно и то же. Жить так - заживо похоронить себя. "Помнишь, пятьдесят лет назад нам Бог дал ребеночка с белокурыми волосиками?" - умирающая жена Якова Марфа (актриса Арина Нестерова находит щемящую интонацию и особую пластику уходящего человека) пытается сказать что-то самое главное. Яков (в этой роли мощный актер Малого театра Валерий Баринов) не помнит. Вспомнит перед собственной смертью, которая здесь - возвращение к жизни, любви, пониманию и прощению всех. "Скрипку отдайте Ротшильду" - это слова перед смертью. И хотя скрипка Якова в этом спектакле - просто пила, еврейский музыкант Ротшильд (актер Игорь Ясулович, способный оправдать любой рисунок роли) все равно будет извлекать из нее божественные звуки.

Между прочим, эта "Скрипка Ротшильда" не может состояться без сотворчества сцены и зала. А это полтора часа непростой душевной работы, от которой, как кажется, наша публика совершенно отвыкла. Оказалось, что это только кажется. В зале полтора часа стояла звенящая тишина, а после бесконечной овации актер Валерий Баринов признался челябинским зрителям, что это счастье - играть для такого зала.

Владимир СПЕШКОВ