29-10-99
А. ИЗМАЙЛОВ
Москва
В мае - июне о наших героях-миротворцах в Косово все телеканалы твердили каждые три минуты. Президент Ельцин чуть не плакал от умиления. Все десантники получили благословение от родных и стройными красивыми колоннами отправились в Югославию. Где каждый солдат должен получить аж 1000 долларов США.
Когда рядовые срочной службы, совсем не такие красивые, как в мае, совсем не стройными колоннами отправляются в Чечню, где у нас действительно есть интересы, где действительно надо рисковать жизнью, почему-то никто не плачет от умиления. Только премьер Путин заявил, что они должны получать хотя бы не меньше, чем миротворцы в Югославии. Министерство обороны четко отреагировало на приказ: личному составу, воюющему в Чечне, вместо 40 рублей в месяц стали платить 400... тоже рублей!
Хватит, достали! Ясно, что не для показухи наши Вооруженные силы ничего сделать не могут. К началу прошлого года Минобороны отрапортовало, что в Российской армии служат уже около 250 тысяч контрактников на должностях рядового и сержантского состава. "Приказ президента выполняется!" Да ничего он не выполняется! Грянул гром - и сразу выяснилось. 50 процентов из набранных контрактников оказались женами и дочерями офицеров. А после августовского кризиса, когда около трети контрактников расстались с армией из-за нищенского содержания, должность российского Рэмбо вообще оказалась вакантной. Воевать будут 18-летние мальчишки. И вряд ли какие-нибудь очередные инструкции президента что-нибудь здесь изменят. Он уже обещал сделать армию профессиональной. И где тот указ о прекращении призыва с 2000 года?
В условиях нового чеченского кризиса Б.Ельцин выпустил новую инструкцию. Его указом утверждается, что военнослужащий, проходящий службу по призыву, может быть направлен в зону боевых действий только после полугода пребывания в армии и обязательно по его согласию. Но вся беда в том, что 90 процентов призывников - это юноши 18-19 лет, которые зачастую больше времени проводят на строительстве дач своих командиров, чем на боевой учебе.
Ситуация с нынешней войной на Северном Кавказе уже привела к политическому кризису. Парламент Татарстана после того, как там погибли шесть "срочников" из республики, причем 18-летние Марат Шамсутдинов и Алмаз Фахрутдинов были призваны в армию только в июне (!), объявил о приостановлении призыва граждан на военную службу. Кризис удалось преодолеть. Но совершенно очевидно, что отсутствие у России профессиональных воинских частей чем дальше, тем больше будет оборачиваться огромными не только военными, но и политическими испытаниями.
Если президент, правительство, парламент ничего не могут или не хотят сделать по своей воле, их надо заставить. Заставить их может только выраженное, причем выраженное очень жестко, общественное мнение.
Именно с этой целью Союз правых сил предлагает вынести на референдум под первым номером (!) вопрос о реальном шаге к профессиональной армии: "Вы за то, чтобы в боевых действиях в локальных конфликтах принимали участие только военнослужащие, проходящие службу по контракту?" Ваше "Да" сможет спасти чью-то жизнь от шальной пули. Ваше "Нет" может оказаться убийственным.
Прежде чем принимать решение, вспомните скорбные лица женщин, оплакивающих своих детей, вернувшихся домой с Северного Кавказа в цинковых гробах, мальчишек, погибших, еще не научившись стрелять.
Вспомните, как тихо, чуть не плача, ткачиха из Иваново говорила столичному телекорреспонденту: "Моему сыну 18. Он только четыре месяца в армии, но сегодня защищает всех нас. Я им горжусь. И слава Богу - он жив. Но если Андрея убьют, что мне тогда - найти, что ли, главного в самых больших погонах, да и придушить?!"
Вспомните, что с 1995 года тянется дело по иску к Министерству обороны России родителей военнослужащих, погибших в Чечне. Более 400 женщин при поддержке фонда "Право матери" обратились в Пресненский суд Москвы, однако слушание дела только в этом году откладывалось уже два раза.
А между тем нашим новобранцам в Чечне, да и не только там, противостоят отлично обученные и имеющие богатый боевой опыт исламские моджахеды, сделавшие войну своей профессией. И Россия больше не может себе позволить выставлять против них необстрелянных, неопытных призывников. Боевые задачи должны решать профессионалы. И если уж обращаться к нашим историческим традициям, то русская армия Петра Великого, Суворова, Кутузова прославилась именно своим профессионализмом, способностью разбивать противника, как говорил Суворов, "не числом, а умением".
Важно, что вопрос референдума не ставит под сомнение всеобщую воинскую обязанность и возможность в случае необходимости всеобщей мобилизации. Но необходимо сделать первый шаг, защищающий интересы 200 тысяч новобранцев (каждый год!) и их родителей, родственников, близких. При этом мы не должны забывать, что Россия переживает демографический спад: у нас умирает больше людей, чем рождается. Тем более мы не можем больше позволить нынешним генералам и политикам исправлять собственные ошибки ценой жизни молодых солдат.
...А между тем только за первую неделю было собрано около 260 тысяч подписей в поддержку проведения референдума, то есть более 10 процентов от необходимого количества. Ежедневно по регионам собирается в среднем около 20 тысяч подписей. n