29-11-00
Евгений КИТАЕВ, Михаил ПИНКУС
Челябинск
Подорожание молока южноуральцы восприняли сдержанно, ажиотажа по этому поводу не наблюдалось. То ли цены показались "терпимыми", то ли "наш человек" уже настолько привык ко всякого рода неприятностям, что смирился с неизбежным, начал смотреть на мир философски.
Торговые работники называют повышение цен ползучим: не вчера, дескать, началось, не завтра закончится.
- Литр молока "Камелла" жирностью 2,5 процента стоил еще недавно девять рублей, нынче - более 11, жирностью 3,5 процента соответственно 10 и около 13 рублей. Сейчас как раз готовят новые ценники, - уточняет продавец челябинского супермаркета "Мир еды" Оксана Кондакова. - Особенно заметно поднялась в цене творожная масса: была 16,80, теперь же она - 19,80. Но покупать от этого молоко и продукты из него меньше не стали (разве что пожилые люди, живущие на нищенские пенсии, реже подходят к прилавкам).
Продавцы магазина "Огни Урала" Юлия Ефремова и Ольга Тихонова подтвердили: старики теперь стараются брать с прилавков то, что подешевле. Но в целом, несмотря на ценовой рост, спрос не упал, даже увеличился, молока привозят примерно в полтора раза больше, чем месяц-другой назад. Та же ситуация в универсаме N 10, продавец которого Диана Набибуллина заметила: новые цены не отбили у челябинцев охоту пить молоко, его берут, как и раньше. Хотя, конечно, день на день не приходится: то полные витрины, то пусто, но повышение здесь ни при чем.
- Скачок цен действительно произошел, - комментирует ситуацию на продуктовом рынке города заместитель главы Челябинска Михаил Нуждин. - Только вызван он отнюдь не дефицитом молока в областном центре. Город поят и кормят несколько предприятий - Челябинский, Южноуральский, Чебаркульский, Аргаяшский, Шадринский молокозаводы и комбинаты, фирма "Камелла". Плюсом к этому идут 25-30 цистерн разливного молока, что селяне продают напрямую на рынках. Если рассматривать поступление молока в целом, Челябинск получает его в объемах сентября, октября.
Так в чем же дело? Свои закупочные цены подняли сельхозпроизводители. Факт этот объясним традиционными сезонными колебаниями. Зимнее подорожание на продукты животноводства наблюдается ежегодно. В прошлом году хозяйства продавали предприятиям-переработчикам литр молока за 4,5-5 рублей, нынешним летом - за шесть, а теперь увеличили цену примерно до семи рублей, что неизбежно потянуло за собой остальные звенья цепочки. Производители закладывают в стоимость продукции собственные издержки, торговля делает свои надбавки, и к столу горожанина молоко попадает еще более дорогим. Хотя этот процесс мы все же стараемся регулировать. В соответствии с распоряжением главы Челябинска В. Тарасова магазинные "накрутки" на молоко не могут превышать 25 процентов. За этим следим.
В целом же картина у нас не выбивается из общего ряда. Цены на молоко и молокопродукты примерно одинаковые во всем Уральском регионе. Разве что в "сельскохозяйственных" Оренбургской и Курганской областях они несколько ниже.
Директор Челябинского молочного комбината Дмитрий Еремин, с которым корреспонденты "Челябинского рабочего" связались по телефону, сообщил, что отпускные цены на свою продукцию они еще не повышали. Однако собираются поднять их со дня на день. Еще месяц назад покупали сырье по 5,5 рубля за литр. Сегодня - по семь рублей, да и то днем с огнем не найти. Приходится привозить из Свердловской и Курганской областей. Предприятие перерабатывает 27 тонн молока в день при проектной мощности 200 тонн. Тут и по семь рублей за литр купишь. Цена, надо сказать, одна из самых высоких в России. Круче кусается только в Якутии. Впрочем, против ее повышения, как ни странно, Дмитрий Владимирович не возражает:
- Крестьянина надо поддержать. Особенно производителя молока. По сравнению с прошлым годом надои по области упали на 100 тонн в день. С 380 скатились до 270. Пора задуматься.
Цены на продукцию молочного комбината Д. Еремин собирается повысить несущественно - на 40 копеек за литр.
Мнение горожан
Светлана Карасева, домохозяйка:
- Много молока мы с мужем не покупаем. Поэтому его подорожание на семейном бюджете особенно не отразилось. Другое дело - мама. Она из экономии каши варит, да и просто молоко попить с хлебом любит. Она разницу в ценах сразу заметила, расстроилась.
Сергей Карандышев, рабочий:
- Я молоко не употребляю, но против повышения цен протестую. Ведь подскочило в цене молоко, значит, подорожают кефир, масло, сгущенка, кондитерские изделия. Так и до пива может докатиться.
Анна Дробышева, менеджер:
- Захожу в "Никитинские ряды", а кефир вместо 10 рублей стоит 14. Купила, конечно, куда денешься. Ведь каждый день пьем. Просто придется больше денег зарабатывать.
Светлана Ивановна, пенсионерка:
- Не спрашивайте меня ни о чем...
Комментарий отдела экономики "Челябинского рабочего":
Ничего неожиданного в сезонном подорожании молока, на наш взгляд, нет. Однако задуматься есть над чем. По некоторым данным, в дореформенные времена каждый рубль, вложенный в производство молока в России, приносил 48 копеек прибыли. Последние шесть-восемь лет эта отрасль сельского хозяйства, напротив, стала едва ли не убыточной. Закупочные цены на молоко в области перестали покрывать затраты на его производство. В результате крестьянин пустил под нож областное поголовье. Между тем в соседней Свердловской области и Башкортостане молочное производство поддерживается из местных бюджетов. За каждый литр произведенного молока крестьянин получает 50 копеек дотации. Ведь молоко - продукт социальный. Молочный бизнес может быть прибыльным только при больших объемах производства. В области их нет, поэтому "сезонным колебанием цен" отзывается каждая осень. В связи с отелом, молока в хозяйствах становится меньше, электричества в коровники подается столько же. Чем компенсировать затраты? Только ценой. То же происходит на молокозаводах. При небольшой загрузке падает рентабельность. Опять-таки приходится покрывать потери ценой. Расплачивается же покупатель.