29-11-00
В этом году челябинское издательство "Урал LTD" выпустит в свет совокупно около ста новых книг. То есть каждые три-четыре дня - по книге. Общий тираж составит приблизительно миллион экземпляров. Примерно те же объемы заложены руководством и на следующий год.
Если вдуматься, цифры потрясающие. Тем более, что покупательная способность многих наших сограждан оставляет желать лучшего, а Россия теперь как бы и не "самая читающая страна". Между тем практически все, что выпускается под маркой "Урал LTD", - продается. Иначе бы предприятие, работающее с 1994 года и без каких-либо сторонних инвестиций, давно бы уж прекратило существование. А ведь нет, сегодня его продукция запросто конкурирует с книгами известных столичных брендов, не говоря уж о региональных издательствах. В центральных московских и питерских книжных магазинах есть целые "фирменные" полки "Урал LTD".
Проектом, сделавшим имя челябинскому издательству, стала 40-томная "Библиотека Флорентия Павленкова". С большой культурой переизданная дореволюционная серия, чем-то напоминающая советскую "ЖЗЛ" (кстати, М. Горький "позаимствовал" название как раз у Павленкова), она не только хорошо продавалась, но и стала "событием 1998 года" по версии журнала "Витрина читающей России". Позже были многочисленные упоминания в российской прессе, победы в конкурсах и на ярмарках, а также "Золотая сотня" Московской международной книжной ярмарки. В эту сотню помимо последнего тома серии - биографии самого Ф. Павленкова, написанной екатеринбуржцем Юнием Горбуновым, - попали еще три книги "Урал LTD".
Выше мы упомянули такую категорию, как культура издания. Книга - товар особый, но, по убеждению редакторов "Урал LTD", это прежде всего товар, предметность. Для хорошей книги непременное условие - благоприятность тактильного ощущения. "Вкусная" обложка, хорошая бумага, полиграфия, особый книжный запах. Причем форма всякий раз не обманывает, а достойным образом дополняет внимательно отредактированное содержание или ставшие фирменной чертой издательства внятный комментарий и обширный справочный аппарат. Все вместе составляет качество продукта, категорию, о которой наш обыватель мечтал десятилетиями, кто-то даже из-за этого родину не любил.
Директор "Урал LTD", он же его хозяин, - 39-летний энергичный человек с красивым именем Василий Августинович Курбацких. В свое время закончил инженерно-строительный факультет ЧПИ, работал на стройке, где все у него получалось лучше всех. В какой-то момент решил жить и работать самостоятельно. "Шабашил", делал свистульки, в общем, в согласии со временем зарабатывал деньги. Книги сначала возникли тоже как способ зарабатывать. "Исцеляющие руки" - первый суперуспешный проект - выходили дополнительными изданиями до последнего времени. Потом, разумеется, фантастика (Курбацких - большой поклонник этого жанра). В общем, книжный голод, если вспомнить, совсем недавно был серьезным рыночным фактором.
Капитализм, случившийся вслед за кооперативным бумом, постепенно занял вакантные ниши, оставленные идеологической системой книгоиздания. А еще - заставил конкурировать. Тут уж одной фантастики или "лечебников" мало. Нужны идеи. А это - люди.
Главным приобретением издательства стал, думается, Николай Болдырев. Человек, как говорится, хорошо известный в узких кругах. Поэт, автор философских эссе и изящных стихов, книжник. И совершенно не востребованный до недавних пор в своем родном Челябинске. В известном смысле диссидент. Но, как выяснилось, очень компетентный главный редактор, обладающий вкусом и критериями качества издательской продукции.
Интересно, Курбацких и Болдырев - совершенно разные люди. Но директор доверил интеллектуалу формировать политику издательства. И таким образом создал очень важный прецедент - и для нового капитализма, и для провинции. Николай Федорович, например, очень гордится "Рубайятом" Омара Хайяма, выпущенным издательством года два назад. Во-первых, это практически первый полный перевод всех текстов легендарного перса. А во-вторых, здесь же, под переплетом, - культурологическое эссе одного индийского мистика, из которого следует, что Хайям вовсе не певец гедонизма, а глубокий философ-суфий. Вот такую книгу издали в дымном Челябинске. И между тем она пользовалась спросом в столицах. Все правильно: мы живем в эпоху информационного общества, а значит, понятие провинции утрачивает свое традиционное, по сути, колониальное значение.
Но одно дело - об этом говорить и совсем другое - подтвердить строгой арифметикой рынка.
Теперь, когда Николай Болдырев уже не работает в издательстве (он снова занялся литературой), здесь остались люди, прошедшие его школу. И усвоившие приметы качества. Безусловно, удачными стоит признать серии книг "Урал LTD". Будь то "Биографические ландшафты" или "Иллюстрированные биографии великих музыкантов". Василий Курбацких говорит, что его самого очень увлекают биографии известных людей. Этакая заочная школа жизни на достойных примерах, практические пособия для молодых честолюбцев. Между прочим, Курбацких не прогадал. Время больших возможностей дарит книжному рынку нишу "Как стать успешным?" Ретроспективно выстраивая логику, без сомнения соглашаешься с директором. Конечно, если человек читает, значит, хочет стать лучше. А "лучше" сегодня рифмуется с новым для нашей страны понятием "успех".
Другой удачной серией стали книги, выходящие с числительным в заголовке: "100 русских романов", "100 великих художников" и т.п. Интеллектуалы - милые люди, но и обычный человек хочет почувствовать себя причастным к большой культуре. В общем, что ни взять - все нужные и своевременные книги.
В каком-то смысле Курбацких делает их "под себя". Это у него вроде критерия: если самому интересно, значит, будет интересно и другим. Следовательно, принесет прибыль. Он даже уверен, что откровенно нерентабельных изданий просто нет, за исключением, разумеется, явной халтуры или графоманщины. Нужно, чтобы книга просто нашла своего читателя. Оптимистичное это словосочетание при деловом подходе оборачивается вполне конкретными техническими параметрами - от качества материалов до тиража. Иными словами, нужно попытаться представить себе читателя, его потенциальные запросы, платежеспособность и т.д. И - маневрировать между ними и своими возможностями. Кроме того, книгу нужно уметь продавать, чему способствует почти интимная обстановка единения человека и книги, которую сумели создать в фирменном магазинчике "Книги для всех". Курбацких хочет сделать целую сеть таких уютных магазинов, и не только в Челябинске.
Книга хороша своей универсальностью, она, по мнению директора "Урал LTD", может сопровождать человека повсюду. Хороши роскошные подарочные издания серии "Миллион меню" - мечта любой хозяйки. Или "Книга о водке и виноделии". А рядом - биография выдающегося пианиста Святослава Рихтера. Кстати, две последние книги написаны челябинцами, что и вовсе историческое достижение "Урал LTD".
Мысль Курбацких шла просто. Он хороший человек, но хорош и тем, что считает деньги. Еще недавно около половины выходившей в издательстве литературы была переводной. Правила цивилизованного рынка обязывают платить немалые деньги за лицензию. Потом за дело берутся переводчики - снова расходы. Курбацких быстро сообразил, что заказывать книги своим авторам будет дешевле. Вопрос в том, где таковых найти. Оказалось, найти можно. Книгу о Рихтере, фактически первую современную биографию о нем, написал математик из ЮУрГУ Вадим Могильницкий. Книгу о водке - бывший научный сотрудник теплоинститута Геннадий Карагодин. Читатели получили хорошие и интересные издания, "Урал LTD"- очередные успешные проекты, а Челябинск вдруг обрел своего рода героев, о которых в другое время мы бы и не узнали.
То, что люди такие находятся, похоже на фокус, но Курбацких удовлетворенно замечает: "Мне нравится делать людей великими". Ну, по поводу величия можно и поспорить. Безусловно другое. Челябинск становится другим городом, стоит даже лишь внимательно вглядеться в живущих здесь людей, не доверяя сложившимся в советское время репутациям. Вот, например, Могильницкий. Никто из музыковедов его и знать не знал. Он, технарь, со студенческой поры бескорыстно увлекся академической музыкой. Сначала - слушатель, позже - рефлексирующий гуманитарий. В течение долгих лет он скрупулезно собирал сведения о своем кумире Рихтере и в результате по компетенции превзошел многих профессиналов.
Для нас примечательно и то, что естественное капиталистическое желание заработать вдруг ассоциируется не с обворовыванием ближнего, но с развитием общества. Курбацких - в известном смысле новый тип: это "отечественный производитель", а еще и капиталист-профессионал. Он не благодетель, сотрудники издательства - люди компетентные, аккуратные и, надо сказать, выносливые. Директор, случись что, либеральничать не станет. Да и зарплаты здесь, говорят, не астрономические - людей держит больше, видимо, понятность социально близкого бизнеса, отсылающая к советским временам. Однажды осознав, что в своем деле он стал профессионалом, капиталист Василий Курбацких понял, что в принципе ничего невозможного для него в этой сфере нет. В то время как издание книг остается рискованным бизнесом, чтобы преуспеть, нужно как по горячим углям бежать, стремиться вперед. И движение непременно нарисует цель. Доказав потребителю и, главное, самому себе, что провинция - понятие не географическое, а психологическое, Курбацких теперь хочет издать лучшую в мире книгу. Точнее, это будет 22-томная "Энциклопедия домашнего мастера". Василий Августинович говорит, что изучил все известные издания подобного рода и понял, что можно сделать лучше.
Так оно и будет, вот увидите:
Айвар ВАЛЕЕВ
В ближайших планах "Урал LTD" - уникальное издание "Энциклопедического словаря Ф. Павленкова". А также книги по дизайну, серия книг по родному краю (история, фольклор, путеводители). Серия "Золотое сечение", куда войдут редко издаваемые произведения отечественных и зарубежных классиков. Уже практически подготовлена еще одна новая серия "Русские:", первая книга которой будет называться "Русские ордена".