29-11-03


Автооброк потяжелел

Областной "парламент" повысил транспортный налог в два с лишним раза

Сергей БЛИНОВСКИХ

Челябинск

"Челябинский рабочий" уже сообщал о том, что депутаты Законодательного собрания области в минувшую среду окончательно утвердили новые ставки транспортного налога. В среднем они превышают действовавшие с начала 2003 года в 2,3 раза. Таким образом, проблему недофинансирования дорожного хозяйства власти с нового года планируют решать за счет автовладельцев области. Впрочем, авторы поправок в закон о транспортном налоге уверены, что частники повышения почти не почувствуют, а закон "ударит" по крупным автотранспортным предприятиям.

Давно инициативы Законодательного собрания не вызывали столь пристального внимания прессы. "Челябинский рабочий" писал о ходе обсуждения новых ставок транспортного налога не раз. Очевидно, что стремление законодателей забраться в карман частного автовладельца не могло вызвать одобрение последнего. Под давлением общественного мнения депутаты вынуждены были пересмотреть свою позицию: первоначально ставки налога предлагали поднять в 2,5-2,7 раза. К третьему чтению законопроекта о новых ставках народные избранники предложили дорожникам умерить свои аппетиты с 820 до 560 миллионов рублей. Такую сумму владельцы автотранспорта - от заурядных легковушек до большегрузных фур - должны будут заплатить в течение будущего года в виде автооброка.

За счет повышения дорожники надеются компенсировать болезненную для себя потерю с начала года доходов с налога от оборота. Этот налог, плательщиками которого выступали предприятия, был отменен Госдумой. На сегодня поступления от владельцев автотранспорта (это четверть всего бюджета дорожного фонда области) идут на строительство, содержание и ремонт дорог. Доходная часть дорожного фонда в 2003 году должна составить два миллиарда 300 миллионов рублей.

Таким образом, владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (л.с.) будут платить за каждую л.с. 5 рублей (ранее - 3 рубля), до 150 л.с. - 10 рублей (ранее 7 рублей 80 копеек), за авто представительского класса мощностью до 200 л.с. - 15 рублей (10 рублей) и за машину класса "джип" - 25 рублей за одну л.с. Таким образом, в процентном соотношении повышение в большей степени коснется владельцев именно недорогих машин. В это же время повышающий коэффициент для престижных и дорогих автомобилей не превышает 1,5.

По словам вице-спикера Законодательного собрания области Семена Мительмана, в законе сохранены льготы для пенсионеров. Они будут платить 70 копеек с одной лошадиной силы. При этом ставка едина для всех "лиц пенсионного возраста" - и для хозяина "копейки", и для вышедшего на "заслуженный отдых" владельца 600-го "Мерседеса". Минимальным (около 30 процентов) окажется повышение для собственников грузовиков старше 10 лет. Таким образом законодатели надеются защитить интересы селян. Кроме того, повышение не коснется муниципального пассажирского транспорта.

Утвержденные южноуральскими депутатами новые ставки транспортного налога, по словам С. Мительмана, не превышают средние по стране.

А как у других?

В Санкт-Петербурге принятие повышенных ставок в этом году "торпедировали" грузоперевозчики. На них местная власть перекладывала основное бремя платежей по транспортному налогу. Увеличение налога в два раза заставило бы перевозчиков пересмотреть свои расценки. Итогом бурной дискуссии в прессе стало сохранение ставки на прежнем уровне - 25 рублей за л.с. (у нас - ровно вдвое больше).

Аналогичная ситуация сложилась в Саратове.

В Пскове утвержденные в конце этого года ставки превышают старые только на 10 процентов. Зато в Саратове без долгих обсуждений областные законодатели проголосовали за повышение ставок сразу в два-четыре раза.

Что вы думаете о новых ставках?

Николай Васильевич, преподаватель ЮУрГУ, владелец "Нивы":

- Дорожный налог повышали и видоизменяли много раз, а дороги, кроме нескольких парадных, как были раздолбанными, так и остались. И какой смысл повышать налог в два раза, если этих денег все равно не хватит на то, чтобы привести наши магистрали в божеский вид? Повышайте уж сразу в тысячу раз! И будем все ходить пешком, а немногие ездить на "Мерседесах".

Лидия Федоровна, владелица ВАЗ-21099:

- Иметь машину - очень дорогое удовольствие. Надо платить за все - за плохие дороги и за ремонт неисправностей, которые получает автомобиль на этих плохих дорогах. Положение с дорожным налогом напоминает мне ситуацию с оплатой услуг ЖКХ: мы платим все больше и больше, а подъезды как были грязными и нетопленными, так и остались. То же самое с дорогами. Причем у меня нет выбора, я не могу не заплатить этот налог и не могу ездить по каким-то другим дорогам.

Александр Быков, и.о. директора транспортной компании "Служба 19":

- Поднялся налог - поднимутся тарифы на грузоперевозки. Помимо дорожного налога уже повысились цены на некоторые виды ГСМ, другие подорожают после нового года. Мы уже созванивались с другими перевозчиками, будем встречаться и договариваться о нижнем пороге тарифов на грузоперевозки.

Подготовила Александра Лапина