29-11-05


Свинарка и Маньяк

В селе Березовка создается единственное в области племенное хозяйство

Виктор РИСКИН, Геннадий ЯРЦЕВ

Кулуево-Березовка-Аргаяш

В конце 80-х годов прошлого века на землях совхоза "Кулуевский" Аргаяшского района был построен современный по тем временам свинооткормочный комплекс на шесть тысяч голов. Не успело хозяйство развернуться, как грянули реформы, следом - приватизация и полный развал. Стадо - под нож, рабочих - на улицу. Ферму разграбили, новым владельцам достались пустые коробки зданий, ободранные полы и стены, зияющие дырами крыши.

Магеллан открыл: Кулуево

- Это еще что! - восклицает генеральный директор свинокомплекса Людмила Абрамова. - Бывшие хозяева пригнали технику и стали разбирать трехкилометровую бетонную дорогу от трассы до фермы. С этим известием ко мне прибежали жители Кулуево и Березовки: мол, спасайте, последнее отбирают! Но когда я им предложила взять вилы, чтобы отстоять единственную деревенскую магистраль, отклика не получила.

Под автокран, уже подцепивший железобетонную плиту, Абрамова бросилась одна. Развернула поперек дороги свою "семерку" и жестко заявила: "И так в деревне дорог нет, а вы последнюю отбираете. Что хотите делайте, а я с места не сойду!" Здоровые мужики пытались ее оттаскивать, но на помощь уже спешили глава района, прокурор, заблаговременно вызванные Людмилой Михайловной: Во избежание очередных покушений на дорожное полотно гендиректор установила шлагбаум с бдительной охраной.

С первыми свиньями в возрождаемом комплексе мы столкнулись: в кабинете Абрамовой: с журнального столика нам приветливо улыбались три поросенка с прорезями на спине.

- Вот, - пошутила Людмила Михайловна, - мой банк развития.

Намек мы поняли и тут же опустили в копилки всю металлическую наличность, увеличив рублей на пять основные фонды предприятия. Если серьезно, то в подъем окончательно развалившегося свинокомплекса уже вложено столько денег, сколько ни в одной хавронье с дыркой не поместится - десятки миллионов рублей. Идея возрождения хозяйства принадлежит главе района Исрафилю Валишину. Именно он занялся поисками инвесторов и будущих владельцев предприятия. В области таких смельчаков не нашлось.... Хозяйства Аргаяшского района не один год снабжает минеральными удобрениями фирма "Магеллан. XXI век" из Свердловской области. Поступившее предложение заняться попутно свиноводством показалось северным соседям заманчивым. Не последнюю роль в принятие решения сыграло обещание главы помочь с подводом к будущему комплексу газа. Ударили по рукам, и "Магеллан" стал искать специалиста и руководителя на место генерального директора.

Неожиданное назначение

- Я до сих пор не знаю, как на меня вышли, - удивляется Людмила Михайловна, - видно, земля слухами полнится. Сама я из Аши, но уже в 15 лет уехала жить и учиться в Нижний Новгород. Там вышла замуж, родила детей. Стала заниматься сельским хозяйством: под городом был поселок со свинокомплексом. По стечению обстоятельств пять лет назад мы оттуда уехали.

Обстоятельства были очень непростые. Даже трагические: в аварии погиб муж. Не задались коммерческие дела: конкуренты сожгли частную свиноферму. Людмила уехала с двумя сыновьями восьми и девяти лет в поселок Нагорный Сосновского района. Но и тут со свиноводством не задалось: непомерная плата за аренду помещений, нехватка средств. Впору было впасть в отчаяние. Из состояния безысходности ее вывело предложение свердловчан, поступившее в январе этого года. А 15 мая Абрамова уже обследовала развалины свиного "Колизея".

Мы приехали в Березовку в середине ноября. Полгода минуло, как зашли на комплекс "магеллановцы" с Абрамовой, а перемены уже разительны. В клетках хрюкает 170 свиноматок, в отдельном мужском общежитии ждут запрограмированных утех семь породистых хряков со звучными именами Колян, Вован, Маньяк и другие. В базовках (помещения, где содержатся свиньи) установлена тепловая электрическая "пушка", сами клетки легко трансформируются под размеры свиноматок, оригинально решена система отопления: электронагревательный кабель проложен вдоль отопительных труб. Крыши отремонтированы, рамы вставлены. В самом питомнике идеальная чистота. Вход без спецодежды воспрещен. Кстати, журналисты "Челябинского рабочего" были первыми посетителями свинячьих вольер. Даже главе района накануне отказали в визите. Но работы еще предостаточно: в некоторых пролетах по-прежнему лежат груды битого кирпича, а внутри сквозь проломы гуляет ветер. Складывается впечатление, что здесь побыли не только грабители, но и вандалы: больше рушили, чем крали.

Умыкнули "невест"

Но, как оказалось, легче починить крышу, провести тепло и завезти хрюшек, чем создать работоспособный коллектив. Нет, опытных животноводов - скотников, свинарей, а также слесарей и плотников в округе в избытке. Когда-то все они были заняты в лучшем совхозе области. И это понятно, "Кулуевский" был подсобным хозяйством химкомбината "Маяк". Денег на инфраструктуру, технику, удобрения, семена и породистую скотину не жалели. Не знали здесь и нехватки квалифицированных специалистов. Вот они и остались в окрестных деревнях после развала хозяйства. К ним и обратились новые владельцы. Первую команду в 30 человек набрали быстро. И через четыре месяца половину уволили.

- За пьянку, - вздыхает Людмила Михайловна, - несколько лет безделья развратили людей, они разучились работать.

От себя добавим: зато научились добывать средства на выпивку. Как только завезли маточное стадо, двух 100-килограммовых красавиц умыкнули, будто невест из-под венца. К поиску подключилась служба безопасности. Уже к вечеру на одном из кулуевских подворий пропажу (общей ценой в 30 тысяч рублей!) обнаружили и вернули. Этим вынужденный, но необходимый контакт комплекса с деревенскими подворьями не ограничился. Едва ли не в каждом можно было сыскать "презенты", которые тащили к себе "на добрую память" - кабели, пускатели, рамы, шифер, кирпич и даже канализационные люки, не говоря о распределительных шкафах и двигателях с вентиляторами.

- Мы не стали обращаться в милицию, - улыбается Людмила Михайловна, - а пошли другим путем: предложили: купить у несунов то, что они в свое время утащили. Так у нас появилась действующая зернодробилка, розетки, реле и прочая электротехническая оснастка.

С самого начала было решено не идти по проторенному пути откормочного комплекса, а создать единственное в области племенное хозяйство. Это даст возможность поправить сильно пошатнувшееся по причине беспородности и вырождаемости свиное стадо района - от хозяйств до подворий. А дальше, используя высокие немецкие технологии, довести поголовье до 20 тысяч свиноматок. Тогда комплекс будет рентабельным, а технология позволит одной свинарке ухаживать за четырьмя тысячами хавроний.

Для племенной отбраковки скоро доставят УЗИ для свиней. Спустя 30 дней после зачатия можно разглядеть, что у мамы в животике. Элитная свиноматка должна принести от десяти до 17 поросят. Если меньше, то, скорее всего, ей прямая дорога на откормочный конвейер. Ну а для многодетных мамаш спецрацион по той же немецкой технологии. А именно - соевое молоко, по своему качеству превосходящее коровье. Соя дает возможность быстрой прибавки в весе: чистые 100 килограммов можно набрать за семь месяцев, тогда как при традиционном вскармливании только за год.

Но одной соей, УЗИ и раздвижными клетками многого не достигнешь. Без, простите, породистого хряка дело не пойдет. Тут нужны буквально одержимые своим природным предназначением кабаны. Свои обязанности по отношению к 170-головому гарему стойко исполняют все семь хряков. Причем к каждой самке подпускают сразу двух кавалеров, чтобы все было наверняка. Все особи трудятся на совесть. Но среди равных есть и супермен по прозвищу Маньяк. Кроме высоко развитого инстинкта продолжения рода он обладает и безумной ревностью. Если в соседнем загоне кто-то другой заигрывает с только что им покрытой подругой, легко перемахивает двухметровую ограду. И тогда соперник вынужденно уступает.

Сегодня на комплексе работает достаточно стабильный коллектив. Зарплата от трех до восьми тысяч выдается два раза в месяц, в столовой двухразовое бесплатное питание, рабочих из деревень доставляют собственным транспортом. Администрация Кулуево буквально молится на Абрамову: никогда не откажет в ремонте школы, клуба, медпункта. Сама Людмила Михайловна в деревнях человек желанный и уважаемый. Прежде на сходах ее клеймили как варяга, укоряли: "Всех обманет и уедет!" Сейчас оппонентов значительно поубавилось. Пожелание одно: чтобы всерьез и надолго. А лучше - навсегда.

В запой по расписанию

Знают ли они, что больше всех о такой стабильности мечтает сама Людмила Михайловна. Сегодня она разрывается между работой и домом. Да, дом у нее по-прежнему в Нагорном. Ежедневно приходится на собственный "Жигулях" проделывать путь в 100 километров (в одну сторону). Уезжает в шесть утра и возвращается в десять вечера. А дети уже полгода одни. Причем в свои 13 и 14 лет ребята ходят в школу за: десять километров. Именно ходят: по какой-то причине школьные автобусы между деревней и райцентром сняли с линии. Но скоро эта беда разрешится: за стеной директорского кабинета идет спешный ремонт нескольких комнат. Они-то и станут на ближайшее время жилищем семьи Абрамовых.

- Все преодолимо, - бодрится Людмила Михайловна, - я нашла свое дело. А сыновья меня поддерживают. Собираются стать моими помощниками. Мне же удалось доказать себе и убедить людей, что мы способны, как раньше говорилось, решать поставленные задачи. Во всяком случае, уже не меняем, как прежде, по полколлектива сразу.

Скептик ухмыльнется: все, что ли, там перековались, стали сознательными работягами и убежденными трезвенниками? Докладываем: сидящих, курящих, бесцельно слоняющихся, играющих в домино мы не увидели. Все при деле - в цехах, базовках, на крыше. Тянут кабели, варят, разгребают завалы. Что касается тяги к выпивке: Она осталась. Только ее сумели вывести за пределы предприятия.

- Если кому невтерпеж, - подтверждает Абрамова, - тот подходит и просит его отпустить на два-три дня для "разрядки". Мы понимаем, что человека за полгода не перекуешь. Так уж лучше честно и открыто. Зато, отгуляв свое, он возвращается с чувством исполненного долга и благодарностью за терпимость к его пороку.