29-12-00
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Челябинск
Кто за партой?
За парты нынче усаживают родителей: мам и пап, дедушек и бабушек. Делают это по-разному. Либо ребенку дают задание, которое он не может выполнить самостоятельно. Либо прямо говорят, что работа требует участия взрослых. Либо просто привлекают к обсуждению педагогических проблем. Например, анкетируют, нужно ли домашнее задание и в каком виде? Да откуда же знать про это родителю! Он ведь на педагога не учился. Зачем же беднягу так напрягать?!
Мы припомнили лишь один-единственный случай, когда учитель, услышав вопрос: "Чем ребенку помочь?", выразил свое крайнее недоумение: "А вы кто по профессии? - поинтересовался он. - У вас - своя работа, а у меня - своя. Вы привели ко мне ребенка? Все. Остальное - не ваши проблемы". Это был директор физико-математического лицея N 31, тогда еще и просто учитель математики А.Е. Попов. Как-то раз родители из бывших выпускников ЧПИ упрекнули его в том, что он дал ребятам нерешаемую задачу.
"Так я ведь не вам ее дал! Вы-то зачем за нее взялись?!" - возмутился Александр Евгеньевич. Оказывается, ему было нужно, чтобы ребята вспомнили весь материал, пытаясь раскусить этот крепкий орешек.
Такой учитель - исключение, даже если он не единственный. А он не единственный. Иначе не было бы столько побед у наших ребят на всероссийских и международных олимпиадах! Но исключения не делают погоды. А правило таково, что школа все чаще перекладывает свои обязанности на родителей. Еще и пугает: "Это ваш долг помогать ребенку в учебе!" Вот и сидят родители после работы по вечерам над школьными уроками. Кто компьютерную программу для ребенка составляет, кто детскую поделку мастерит, а кто просто учебник читает, пытаясь разобраться в условиях задачи. Хорошо, если родителю удастся задание выполнить. А если нет?
- Мой внук учится по программе Занкова, - чуть не плачет по телефону бабушка. - Мы замучились с ней уже. На улице не гуляем. Про театры забыли. Каждый день за уроками до поздней ночи. Сами с дочерью измотались, ребенка издергали. А ведь мальчик у нас способный. Разве это нормально, чтобы учеба давалась с таким трудом?!
Разумеется, ненормально. И не всегда ребенок повинен в неуспехе.
Умом такое не понять
Эти правила взяты из учебника "Русский язык". Для второго класса. Автор В.В. Репкин. Именно по этой книге учатся "великому и могучему" многие челябинские восьмилетки. Читаем:
"Ряды позиционно чередующихся звуков - это особые звуковые единицы языка, из которых строятся значимые части слова. В грамматике такие единицы называются фонемами. В зависимости от позиции фонему в разных словах представляет один из чередующихся звуков. Звук - это и есть позиционный представитель фонемы в каждом отдельном слове". И так далее и все в таком же духе. Вы что-нибудь поняли? Мы - нет. Но детей жалко.
Успех или пропасть
А может, Бог с ней - с успешной учебой? Не всем же быть учеными! Вон как растет сегодня спрос на рабочие специальности. Уже электрику предлагают зарплату в два раза больше, чем профессору. Можно было бы, конечно, махнуть на эту проблему рукой, если бы не одно но:
Несостоятельность в учебе, как утверждает детский врач-психиатр и заведующая кафедрой на факультете психологии в ЮУрГУ Л.С. Рычкова, формирует у ребенка состояние стойкого "хронического" неуспеха во всем. Недовольство педагогов порождает напряжение в семье. Неодобрение взрослых напрямую сказывается на отношении одноклассников. Результат - нарушение детской психики, которую особенно калечат в элитных школах. По оценке независимой ассоциации детских психиатров и психологов, 93 процента детей нуждаются в помощи невропатолога. За последние пять лет количество детей, состоящих на диспансерном учете, увеличилось на 6689 человек. Разумеется, психика детей страдает не только от обучения. Но роль школы тут немалая. Исследования, проведенные сотрудниками кафедры детской и подростковой психиатрии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, показали, что от 40 до 70 процентов учеников начальных классов чувствуют себя в школе дискомфортно и являются детьми с трудной школьной адаптацией.
А это значит, что ребенок живет, как во вражеском стане. И поведение его становится все более грубым и агрессивным. Детская же агрессивность, как утверждают специалисты, накапливаясь, проявляется в крайних формах - в воровстве, наркомании, преступлениях. Так что школа не всегда сеет только "разумное, доброе, вечное", как это принято думать.
Чего же мы хотим? Что требуется обществу? Хочет ли оно социального спокойствия? Если да, то тогда должно позаботиться о том, чтобы сделать учебу для ребенка более щадящей и успешной, чем она есть сегодня. В противном случае покой нам будет только сниться!
"Ешьте больше овощей!"
Комментарий физиолога, профессора кафедры нормальной физиологии Челябинской государственной медицинской академии Сергея Сашенкова:
- Плохое усвоение детьми стандартной школьной программы часто бывает связано со сниженной двигательной активностью. Также редки у детей прогулки, особенно в лесопарковой зоне. А загазованные дворы и улицы не способствуют повышению потребления кислорода.
Другой проблемой нашего времени стало многочасовое сидение детей за компьютером и перед телевизором. Экранное мелькание изображения ухудшает состояние центральной нервной системы, приводит к перевозбуждению отдельных структур головного мозга и, как следствие, возможным психическим срывам.
Немалый ущерб успехам наносит и разбалансированность питания. Принципы рационального питания нарушаются всеми сплошь и рядом. По одному из анкетирований, с итогами которого мне удалось познакомиться, вышло, что мальчики вообще не едят овощей.
Авторитетная оценка
Академик Л. Понтрягин: "Учебники математики для средней школы становятся неоправданно трудными. Изложение материала в них страдает громоздкостью, туманностью, обилием ненужных или второстепенных вопросов, а местами - прямой научной и методической безграмотностью. Использовать их в качестве учебников не под силу не только детям, но и многим их наставникам".
Профессор А. Любищев: "Разработана сложнейшая система оглупления молодежи: в средней школе глупейшее догматическое преподавание литературы, в высшей - система политических предметов".
Эти выдержки - из письма нашего читателя из Челябинска физика Павла Каравдина. Оно было посвящено очередной реформе школы - переходу на 12-летнее образование.
"Реформаторы объясняют необходимость перехода на него тем, что объем знаний вырос настолько, что за десять лет ребенок не может его усвоить, - пишет Павел Каравдин. - А нужно ли изучать в школе все, что хранится в "загашниках" науки? Нет ли там "экологически" вредных отходов? И нужно ли ими отравлять детские головы? Не берусь судить о всех науках, но могу сказать о физике. Еще в конце XIX века в ней обнаружился кризис, в основе которого лежит элементарная ошибка, заключающаяся в совмещении двух несовместимых физик - Аристотеля и Ньютона.
Изучение непонятного формирует у детей комплекс умственной неполноценности. Нужно ли нам такое образование? Если избавиться от оглупляющих теорий, то и десяти лет много для школьного образования.
Потребность в информации, в знаниях - универсальная потребность человека. И если дети отказываются от учебы, то это можно рассматривать как их форму протеста против оглупления".