29-12-01
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск
Ивана Иоголевича знают в Англии, Италии, Канаде, Турции. В Москве встречают как родного. "Я удивилась его популярности, когда вместе с ним приехала в Физтех, - рассказывает жена Ирина Юрьевна. - Профессора, студенты - все рады были нас принять, пригласить на чашку чая, выразить свое уважение и симпатию".
И этому есть свое объяснение. Уже четыре золотые медали привезли ученики Ивана Александровича со всемирных олимпиад. А в Москве в последние два года произвели настоящий фурор! Все наивысшие места по итогам всероссийских олимпиад по физике заняли челябинцы - ученики Ивана Иоголевича! Ни одна школа России не показала таких результатов!
Прорваться к победе в своей стране или к золоту мира мог бы, наверное, и без наставника один какой-нибудь особо одаренный ребенок. (Стал же сын простого помора Михаил Ломоносов великим ученым). Но когда такие победы становятся чуть ли не массовым явлением - это уже личный успех учителя. Хотя сам Иван Александрович так не считает, разделяя лавры своей славы со всем коллективом учителей физико-математического лицея N 31 Челябинска. Скромность, конечно, качество замечательное и украшает не только девушку. Но для учителя оно становится какой-то уж очень типичной и неотъемлемой чертой. Почему? Наверное, потому, что любой его успех общество принимает как должное. В Аргентине, например, когда ее ученик "взял" бронзу на всемирной олимпиаде, устроили всеобщий национальный праздник. У нас и "золото", к сожалению, не всех уже впечатляет.
- Я сам себя поймал на мысли, что ничего другого, кроме как высшей награды, уже и не жду, - говорит директор лицея А.Е. Попов, вспоминая то время, когда Иван Александрович уехал с Кириллом Королевым в Турцию. - Привыкаем...
И очень жаль. Нам давно следует устроить национальное торжество по тому поводу, что мужчины в школе еще остались. Не убежать из нее в нынешней ситуации- это Поступок, достойный настоящего Учителя. Иван Александрович - один из них.
Говорят, что он родился учителем, у которого дар общения с ребенком сочетается с редкой щедростью души.
- Его талант в том, что он умеет учиться у детей. Дети заставляют его думать, рыться в книгах, беспокоиться, - говорит А.Е. Попов. - Средний учитель идет не от ребенка, а от учебника, Иван Александрович поступает наоборот. Вот почему он - редкий специалист, который достигает поразительных результатов в работе с одаренными детьми.
Мог ли думать отец Ивана Александровича, известный в нашей области педагог (которого нет уже в живых), когда разрабатывал программу для одаренных детей, что готовит поле деятельности для собственного сына?! Об этом нам теперь, конечно, уже не узнать. Но родители прочили Ивану другую карьеру, связанную с техническим вузом. Только он буквально в последний момент сдал документы в педагогический институт.
- А со второго курса уже побежал в ближайшую школу устраиваться на работу, чтобы попробовать себя в роли учителя, - вспоминает его старший брат Владимир Александрович.
В каком-то смысле Ивану Александровичу повезло: родиться в известной педагогической семье, работать в одной из лучших школ области (кстати, он здесь и учился). Но если бы не было в нем самом искры Божьей, таланта к труду, то не достиг бы он такого блестящего успеха.
Рассказывает Андрей Владимирович Фокин, учитель физики:
- Я познакомился с ним еще студентом, будучи на практике. Он уже и тогда был Мастером, проявившим свои таланты, как в области физики, так и в области педагогики. Но больше всего поразили меня его глубокие знания (а они всесторонни, судя по его пристрастию к серьезной литературе по философии, истории), и то, что он был искренне рад общению с нами, желторотыми специалистами.
Об умении вглядываться в личность, брать на заметку все ценное в ней говорит и ученик Ивана Александровича из 11-го класса, очередной претендент на мировое "золото" Алексей Самокотин:
- Каким-то образом Иван Александрович угадывает мои интересы и устраняет вот уже четвертый год все препятствия на их пути. С ним у меня значительно выше скорость обучения, чем в обычном классе. Сам бы я нигде не смог найти те задачи, которые он мне предлагает. Будь моя воля, назвал бы его не просто человеком года, а человеком, скажем, десятилетия. Он этого заслуживает.
Перед Новым годом принято подводить итоги. Поговорили об этом и мы с Иваном Александровичем. На вопрос о главных событиях года (помимо золотой медали в Турции) Иван Александрович ответил так: "Изменение в семейном положении".
В этом году он женился, выбрав в спутницы жизни очень красивую девушку. В связи с новым семейным статусом пришлось кое в чем пересмотреть свою жизнь, но работе, по мнению Ивана Александровича, это пошло только на пользу. Он с интересом, по мнению молодой жены, занимается домашним хозяйством. Умеет, как выяснилось, и гвоздь в стену вбить, и кран починить.
Ирина Юрьевна - учительница математики, работает в том же лицее, что и муж.
- Впервые увидела его в городском молодежном штабе, - вспоминает она. - Я тогда училась в седьмом классе, а он - в десятом. Этот красивый молодой человек с гитарой был в моих глазах уже стариком. У меня и мысли не возникло, что он когда-нибудь станет моим мужем.
Потом они встретились в лицее.
- Обычно учителя считают, что должны только дети, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Муж очень требовательный по отношению к себе человек. Сначала: "Я должен", а потом уж "они".
Как много работает над собой Иван Александрович Иоголевич, можно судить по такому, на первый взгляд, незначительному случаю.
Однажды в школу к нему зашел приятель, с которым когда - то учились вместе и даже сидели за одной партой. На доске осталась написанная мелом тема урока.
- Слушай, а кто тебе пишет? Учеников, что ли, просишь? - спрашивает друг.
- Вообще-то это я сам писал, - признался Иван.
- Не верю! - изумился гость. - У тебя же почерк был отвратительный!
Все мы родом из детства. Он - тоже. Беседую с мамой Марией Ивановной Иоголевич.
- Ваня очень рано начал читать, в четыре года, - рассказывает она. - Интересно, что читал, когда книжка лежала вверх ногами. И читал правильно.
Примерно в то же время увлекся хоккеем. Знал всех выдающихся хоккеистов поименно. Сам играл в хоккей, построив дома маленькую самодельную площадку. И, подражая легендарному Озерову, комментировал: "Ай-яй-яй-яй! Какой же гол пропустили!!!"
Когда кто-нибудь из взрослых спрашивал: "Как вчера сыграли?" Ему говорили: "Спроси у Вани. Он знает".
Дружен со спортом Иван Александрович и сегодня.
Быть в спортивной форме необходимо. Это только со стороны кажется, что золотые медали он как блины печет. И с одаренными детьми бывают проблемы.
- Их интеллектуальные запросы настолько порой велики, что моего багажа не хватает, - рассказывает Иван Александрович. - Приходится постоянно его пополнять. И в доводах своих они бывают меня сильнее. Изредка прибегаю к нехорошему аргументу - ссылаюсь на собственный опыт.
После Нового года И.А. Иоголевич едет с ребятами в Москву на прием к Президенту России В.В. Путину. Там он представит все учительство нашей области. И по праву! n
Кто еще был "Человеком года"? (последние 5 лет)
1996 г. - П.И. Сумин,
губернатор области;
1997 г. - И.А. Чеботарев,
генеральный директор
ЗАО "Коелга мрамор";
1998 г. - А.В. Никитин,
директор "СтройсвязьУрал";
1999 г. - В.Д. Петров,
кинодраматург;
2000 г. - Л. Зиннатуллина,
воспитанница Кусинского детского дома