30-03-02


Обо всем в картинках

"Клипsa" научит нас жить цивилизованно

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

В Челябинске появилось очень необычное издание. Это журнал комиксов. Называется он "Клипsa", делают его два талантливых рисовальщика - Валентина и Валентин Чемякины. Цель журнала - не рисование карикатур, но с помощью красочных иллюстраций рассказывать о жизни, в том числе о вещах непростых.

Так, в первом номере читатель-зритель найдет рассказ о том, как челябинские милиционеры провоцировали преступления, удивительно внятно изложенную историю "тайного олигарха" Владимира Головлева, а также переделанный под формат комикса рассказ О'Генри "Дары волхвов", и на десерт - несколько позиций из "Камасутры".

Комиксы - явление в России сравнительно новое. Нам ближе печатное слово. На Западе же, и в особенности в Штатах, комиксы - такая же часть культуры, как для нас литературная классика. В известном смысле они явились предтечей голливудского кинематографа. Рисованные мизансцены иногда очень похожи на "раскадровку" фильмов. Но не только поэтому. Даже по сию пору комиксы поставляют большому экрану героев и сюжеты. Среди самых известных достаточно упомянуть Бэтмена. В любом западном мегаполисе можно увидеть целые магазины, торгующие исключительно комиксами. И чего там только нет, есть даже порнография.

У нас все немного по-другому. Впрочем, наши художники считают, что знаменитые "Окна РОСТА" есть не что иное, как вариант комикса. Так что отвергать сам жанр как изначально чуждый и т.п. было бы глупо. Нужны остроумные идеи. Одна из таковых как раз принадлежит супругам Чемякиным. До них никто в России, кажется, не пытался сделать рисованный журнал, где помимо развлекательных материалов будут и очень серьезные. В ближайших номерах "Клипsы" ее авторы обещают даже разъяснять нам законы, принимаемые Госдумой. Например, последнюю поправку о пределах самообороны.

Валентин и Валентина вообще люди очень серьезные. Вероятно, это влияние Москвы, где они учились, а затем несколько лет работали в крупных книжных издательствах. И были очень востребованы. В один год Ассоциация книгораспространителей СНГ даже дала им первое место в номинации "Иллюстрация к детской книге" за "Пиноккио", вышедшего в издательстве "Белый город". Другим значительным, но несостоявшимся проектом супругов Чемякиных стал рисованный портрет Григория Явлинского. Из штаба руководителя "Яблока" пришли суровые дядьки и заказали портрет лидера, чтобы был он обаятельным, привлекательным и человечным. Что-то тогда не сложилось, но Чемякины почему-то поняли, какое это непростое и темное дело - политика.

Но больше политики художников интересует сам процесс рисования. Им хотелось просто творить, причем без погляда редакторов и всяких менеджеров по продажам. Не очень устраивала по сути своей эксплуататорская система работы в столичных издательствах. Поэтому вернулись в родной Челябинск. И заодно - привезли сюда московский уровень отношения к делу. Сегодня Валентина является главным художником, а Валентин - ведущим дизайнером компании "Парамон промушн", и не в последнюю очередь благодаря им фирма процветает.

"Клипsa" же - их частный проект, дорогой, как собственный ребенок. Под него Чемякины организовали свое издательство с говорящим названием - "Новая столица". Деньги будут зарабатывать более традиционными вещами и вкладывать их в свой журнал.

Валентин и Валентина считают, что "Клипsa" в итоге народу понравится. В самом деле, не просто же яркие картинки. Тот же Головлев. Все видят его в те моменты, когда он знает, что его видят. А каков он, когда что-нибудь замышляет? Или о чем-то сладко мечтает? В том-то и сила комикса - в возможности совместить документальное и воображаемое. Как если бы снимать художественные фильмы по мотивам свежих новостей.

Читателями своего журнала художники Чемякины видят людей с определенным интеллектуальным уровнем и жизненным опытом - вряд ли моложе 27 лет. То есть практически своих ровесников. По их мнению, именно от этой категории граждан сегодня более всего зависит жизнь города и страны, где мы живем, и каковую хотелось бы видеть как минимум цивилизованной. n