30-04-02
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Челябинск
(Окончание. Начало в предыдущем номере).
От беспризорных детей не отмахнуться, их надо воспитывать. И государство так или иначе это делает, открывая все новые детские дома и интернаты и увязая в невозможности решить таким образом эту проблему все глубже и глубже. Содержание такого ребенка выходит ему все дороже (около двух тысяч долларов ежегодно тратится на содержание одного ребенка в госучреждении), а результат становится все хуже. В ряду многочисленных проблем детских домов и интернатов одной из самых трудных и неразрешимых является проблема постинтернатной адаптации воспитанника, особенно сейчас, когда мир вокруг становится все более жестким и жестоким.
Во-первых, детский дом - это искусственная модель мира, дающая весьма искаженное представление о жизни за его забором. А во-вторых, укрыться за ним ребенок может только до достижения им определенного возраста - 16-17 лет. А потом его выпускник остается один на один с жизнью, без опоры и поддержки бывшего своего дома. Помощь государства государственным детям на пороге взрослой жизни обрывается. Льготы, безусловно, остаются, государство их не отменило, но и не обеспечило их реализацию, и потому взрослый вопрос, где и на что жить, сразу встает перед ними со всей своей неотвратимостью. На пороге взрослой жизни государство отворачивается от своих, уже бывших теперь детей, совершенно не заботясь, как же окупятся те средства, что вложены были им в каждого ребенка. И окупятся ли вообще? Становятся ли бывшие воспитанники детских домов опорой государства или они довольно скоро вновь попадают на полное гособеспечение уже в другие дома, за другими заборами? А забота о жизнеспособности государства ложится на негосударственных мальчишек и девчонок, от участия в воспитании которых государство сегодня практически устранилось.
Осознание этой проблемы заставляет его искать новые варианты ее решения. Как уже писала наша газета, несколько месяцев назад глава Челябинска В. Тарасов подписал распоряжение об открытии так называемых воспитательных групп в четырех социально-реабилитационных центрах города, где содержатся беспризорники. Будущие воспитатели детей, забирающие их в дом без процедуры усыновления, как бы принимаются таким образом государством на работу, за которую оно платит деньгами или товарами (одежда, постельные принадлежности и так далее). Что показал первый опыт такой работы по-новому? То, что и должен был показать: с добром берут детей единицы. Кто-то приходит за ними в надежде найти бесплатную рабочую силу, кто-то - деньги на водку. Да и какая благополучная, полная, добрая семья взвалит на себя этот титанический труд - растить чужого, больного, проблемного ребенка за пару тысяч в месяц? Очень редкая.
Да, ребенку нужно расти в семье. Вот только беда - нет их у нас теперь, почти не осталось. Годы перманентного реформирования были чреваты для России многими социальными катаклизмами. Один из них - кризис семьи как социального института. В прошлом году в нашей области число разводов по сравнению с предыдущим годом выросло на 39 процентов. И на тысячу вновь созданных брачных пар у нас приходится 887 распавшихся. Оставшейся в результате развода женщине с детьми в одиночку хотя бы своих родных ребятишек вытянуть. Не навешивать же ей еще и чужих. Воспитывать сирот и беглецов так или иначе придется государству. И упрекают его не в том, что оно это делает, а в том, что делает это плохо.
А может ли быть иначе? Может ли вообще воспитание ребенка вне семьи, в специальном закрытом учреждении приносить добрые плоды? Практический опыт утверждает: смотря какое это учреждение. История многих стран и народов имеет опыт подобного воспитания и обучения. Например, в Англии, жесткой и чопорной в отношении к детям. Есть подобный опыт и в России. Например, всем известный Царскосельский лицей. И не только он.
- Так это же были элитные учреждения для избранных воспитанников... И я не уверен, что их даже поминать-то уместно в рамках сегодняшних проблем России. Но подходящий опыт воспитания трудных детей в условиях государственного детского воспитательного учреждения и у нас, действительно, есть. Это опыт работы талантливого педагога Антона Семеновича Макаренко, - считает известный челябинский учитель, кандидат педагогических наук, доцент Виктор Опалихин.
Макаренковед, много лет занимающийся изучением этого известного и общепризнанного наследия, он лично оказался знаком со многими бывшими воспитанниками Макаренко, прожившими большую, яркую и наполненную жизнь.
- По оценке специалистов, более эффективной системы, чем у Макаренко, в мировой воспитательной практике не было и нет, - утверждает Виктор Михайлович. - Его система глубоко разработана и подтверждена многими блестящими результатами. К тому же она близка нам по духу, по сути и по времени.
Ее основные принципы просты: сочетание уважительного и требовательного отношения к ребенку. Воспитание его личности в коллективе, работающем на принципах самоуправления. Иначе где же учиться жить в обществе, если не в самом обществе? Воспитание детей в труде, который сменяет учебу как ее продолжение, и в заботе о благе - личном и общем, своем и ближнего. В созданном Макаренко учреждении взрослые и дети объединялись в единый коллектив, и к середине 30-х годов его коммуна достигла столь колоссальных успехов, что со всего света приезжали сюда гости, чтобы своими глазами увидеть сотворенное Макаренко чудо - талантливо организованный коллектив. Его детально разработанную методику, гарантирующую прекрасные результаты, в западных странах сегодня знают лучше и используют больше, чем в России. В Германии даже создан научно-методический центр международной макаренковской ассоциации. И только на своей Родине труды этого педагога преданы забвению.
- Из своего богатого педагогического и человеческого опыта я вынес глубокое убеждение, что решающее значение имеет вовсе не форма организации как таковая, не "методика", а люди, которые работают рядом с детьми, педагоги и воспитатели. Именно кадровый состав определяет в конечном счете итог. А вот их-то у нас сегодня как раз и нет. Воспитателей теперь практически нигде не готовят, и это, может быть, одна из главных ошибок реформы школы, - заключает Виктор Опалихин.
Все эти проблемы так или иначе порождены государством.
И нашему государству, стоящему на грани демографической катастрофы, придется их решать. n