30-04-03


Черные мысли приходят вне плана

Жителям Южноуральска и Пласта не хватает настоящего "телефона доверия"

Несколько дней назад в реанимационное отделение горбольницы Южноуральска поступили две девушки, попытавшиеся покончить с собой из-за ссоры с мамами. Одна хлебнула уксуса, другая выпила горсть каких-то таблеток. Одной жизнь оказалась не мила в 16 лет, другой - в 18. Но их, к счастью, сумели спасти и после курса процедур отправили домой. Увы, подобные потрясения бесследно не проходят. По словам врачей, в голове одной из незадачливых самоубийц, пока ее выводили из комы, произошли такие глубокие процессы, что не исключается инвалидность на всю жизнь. Обе девушки будут сожалеть о случившемся, как и их матери, не сумевшие найти общего языка с дочерьми.

Некоторое время назад в Южноуральске решили открыть "телефон доверия". Отчасти это было данью моде: глядя на большие города и так называемое цивилизованное дальнее зарубежье, в глубинке стараются не отставать. Но в большей степени к этому подталкивала сама жизнь - социальное расслоение в обществе и потеря ориентиров, бедность и кажущаяся безвыходность, стрессы и выплески эмоций. "Телефон доверия" в этом случае - лучший друг, которому можно позвонить, поплакаться, выслушать сочувствие и совет - и отчаяние, чувство безысходности пройдут. Если, конечно, на другом конце телефонного провода сидит грамотный психолог и душевный, все понимающий человек.

Телефон открыли при центре социальной защиты населения. Но это все же не тот "телефон доверия", который необходим отчаявшимся людям.

- Наш "телефон доверия" работает на общественных началах, раз в месяц по два часа, - объясняют мне в центре соцзащиты. - Определяем тему, приглашаем специалистов для ответов. Просим горожан звонить, высказываться.

Темы, конечно, выбираются злободневные. К примеру, о детской безнадзорности, наркомании, взаимоотношениях взрослых и детей. Но, согласитесь, "телефон доверия" и плановые мероприятия - вещи разные. Черные мысли приходят в головы людей тогда, когда их не ждут, вне планов и графиков.

Попробовал найти "телефон доверия", работающий если не круглосуточно, то хотя бы ежедневно, в соседнем Пласте. Оказалось, что искать надо было чуть раньше, с полгода назад, когда эту службу там открыли. А сейчас она трансформировалась в "почту доверия": человеку, когда приспичит, предлагают не за телефонную трубку хвататься, а доставать бумагу и писать письмо.

- Наш "телефон доверия" превратился в "почту" потому, что люди звонили неактивно и не в стрессовых ситуациях, - пояснили мне в Пласте.

Как говорится, и слава Богу, что звонили мало и "не по теме". Не каждый день и не каждую ночь людям нужна срочная психологическая помощь. Да и не приучены мы таким образом помогать себе и другим. Привычнее упиться водкой и самогоном, выместить ярость на близких людях. Может быть, и потому что не было и нет у нас служб по экстренному спасению отчаявшихся в жизни людей?

Анатолий ЛЕТЯГИН

Нужен ли Южноуральску "телефон доверия"?

Заведующий отделением реанимации Южноуральской горбольницы Олег ТАМБОВЦЕВ:

- Конечно, будет хорошо, если в городе откроется "телефон доверия", где сидел бы опытный психолог. Но это, думаю, нереально - все упрется в финансы.

Директор муниципального учреждения "Центр психолого-педагогической помощи" Александр КЛИПА:

- Служба нужна, и нужны профессионалы. Не часто, но бывает, когда мне звонят домой - выговориться, поплакаться. Эти люди особенные, они не всегда могут обращаться за психологической помощью, но когда обращаются, то надо уметь реагировать мгновенно. Психологов необходимо готовить, а работа им найдется в любом городе. И не такие уж большие финансовые затраты потребуются на эти "телефоны доверия".

Заместитель главы Южноуральска Ольга БАБАНОВА:

- Денег не найти на эту службу. Хорошо, если бы в школах, вузах, других учебных заведениях и учреждениях создали комнаты психологической разгрузки. Или консультативные службы, которые давали бы рекомендации, как избавляться от стрессов.