30-04-98
700 подписей под небольшим письмом - это уже общественное мнение. Рабочие и служащие завода "Станкомаш" обратились с этим письмом не только в редакцию "Челябинского рабочего", но и к губернатору, председателю правительства области и председателю Законодательного собрания.
"Мы обращаемся к вам с просьбой прекратить произвол с трансляцией по ТВ рекламы. Считаем, что таким образом происходит тотальное одурачивание народа. При показе тупых лиц, жующих "Орбит" без сахара со сверхустойчивым вкусом, создается впечатление, что нас принимают за тупых жвачных животных. Сколько мы тратим нервов, когда реклама прерывает передачи!
В цивилизованных странах давно это поняли. Например, в Швеции государственные каналы не дают рекламы вообще, а остальным запрещено прерывать рекламными блоками передачи.
Предлагаем установить конкретное время для рекламы по каждому каналу с указанием в программе ТВ и запретить прерывать рекламой передачи".
Как нам кажется, под этим письмом подписались бы миллионы наших сограждан, страдающих от навязчивой и непрофессиональной рекламы. Мы попросили прокомментировать это письмо специалиста по суггестивной лингвистике ассистента кафедры психиатрии и психологии Челябинской государственной медицинской академии Сергея Быкова:
- Страдания людей от экологически грязной рекламы неподдельные, - говорит он. - Навязчивая реклама каких-либо товаров или продуктов вызывает состояние беспокойства и раздражения у большинства зрителей. Из рекламы всех зубных паст профессионально сделана реклама пасты "Маклинз" - с иронией, подтекстом и без руководства к действию. Когда же в рекламных роликах на вооружение приводят еще и мнение специалистов, происходит давление на психику человека, что сказывается на самочувствии невольного "потребителя рекламы".
Как верно подметили авторы письма, в Швеции действует закон, ограничивающий рекламу, и я, как специалист, считаю, что нам пора позаботиться о собственном здоровье.
По-другому смотрит на эту проблему главный инженер Челябинской телерадиокомпании Василий Платонов:
- Телевидение - самое дорогое и затратное средство массовой информации, но, несмотря на то, что мы телекомпания государственная, а областная администрация - наш соучредитель, из бюджета области уже несколько лет мы не получаем ни копейки. Приходится зарабатывать деньги самим. Законом нам разрешено использовать для рекламы 25 процентов каждого часа эфирного времени, на деле получается, что мы занимаем рекламой не больше 15 процентов, но и это вызывает раздражение - телефон раскаляется от сердитых звонков. Причем люди иногда жалуются нам на все телевизионные каналы сразу, но мы несем ответственность только за собственную телерадиокомпанию. Мы делаем все возможное, чтобы найти компромисс между зрителем, рекламодателем и собственно ТВ. Те, кто нас внимательно смотрит, знают, что "Восьмой канал" не разбивает рекламными блоками свои передачи, вся реклама обычно идет в конце программ. Следим и за ее корректностью. Сам был очевидцем, как в "бегущей строке" (шел фильм о Великой Отечественной войне) для продажи предлагался... "Мерседес". Рекламщики не подумали, когда пускали "строку", что тем самым они оскорбили память погибших. Мы таких ляпов стараемся не допускать. Но я еще раз хочу повторить, что без рекламы голубой экран погаснет.
Согласился прокомментировать письмо и главный редактор телевизионного канала ТВС Дмитрий Чудиновский (через этот канал идет на Челябинскую область реклама ОРТ):
- Рекламные ролики, которые крутятся сегодня на всех каналах ТВ, не нарушают законодательства. Заметьте, что нет рекламы сигарет и спиртных напитков, хотя их производители готовы тратить астрономические суммы на рекламу. Некоторые ролики моющего средства "Фэйри" также убрали из эфира: в них использовались образы детей, а этот прием запрещен в рекламе, не имеющей отношения к детям. В общем, существующее законодательство на ТВ соблюдается.
Зрители забывают, что они смотрят телевизор бесплатно! ТВ может сократить рекламу, но в этом случае встанет вопрос об абонентской плате за пользование определенными каналами. ОРТ сегодня только наполовину государственное телевидение, часть его принадлежит частным лицам. РТР полностью государственный канал, но в бюджете нет денег даже на решение более насущных проблем, не говоря о ТВ. Конечно, Швеция может себе позволить содержать государственные каналы, мы пока нет. 20-минутная передача требует затрат на сумму пять тысяч долларов, это по самым скромным подсчетам! Прежде чем возмущаться, надо все до копеечки подсчитать, и не только в чужом кармане, в собственном тоже.
Елена ПОПОВА.
г. Челябинск.