30-05-01
Молодому челябинскому драматургу Елене Радченко, можно сказать, повезло. Спектакли по ее пьесам время от времени появляются в родном Челябинске. Это в то время, когда все говорят об отсутствии внятной современной драматургии в сегодняшней России, а немногие пишущие для театра авторы годами не могут убедить хоть какого-нибудь режиссера поставить их творения.
Режиссер Евгений Ланцов в этом смысле не только отзывчивый человек, но и, казалось бы, удобный соратник, поскольку и по возрасту, и по мироощущению - человек, близкий драматургу. А это дорогого стоит, вспомним хотя бы многолетнее творческое содружество Григория Горина и Марка Захарова.
Между тем близость эта мнимая. Ибо спектакль вышел вовсе не про то, о чем пьеса. Сюжет вроде бы прост. Его каркас - семейно-бытовая драма. Отец (Юрий Мешков)- простой врач-травматолог, почти неудачник. Мать (Лилия Корнилова)- женщина неопределенных занятий. Она хорошо, если не сказать профессионально, владеет словом, в меру сентиментальная, потихоньку стареющая стерва. У них есть еще сын-недоросль (Ростислав Юсупов), не вылезающий из Интернета. Однажды Отец приходит домой с "большими деньгами" - "починил" лицо какому-то бандиту. А вместе с деньгами в семью вкрадывается и новая тревожная жизнь, которая до поры до времени беспокоила героев разве что новостями из радиоприемника. "Девочка по вызову" (Татьяна Каравайцева), она же дочь раненого бандита, открывает сыну героев мир взрослых. А потом сам мафиози с перебинтованным, как у мумии, лицом, появляется в этой квартире, обставленной по разумению и возможностям среднесоветской семьи. Любопытно, что в пьесе этот персонаж называется Некто (Геннадий Прокопьев). По ходу выясняется, что он и героиня Л. Корниловой в юности любили друг друга, а теперь вот примеряют былые чувства к новой действительности.
Казалось бы, ясно, про что играть. Бывшие интеллигенты ищут себя в новой жизни, борются с бытом, боятся, по старой привычке рефлексируют и мечтают о счастье. И, в конце концов, вроде бы и помещаются в какой-то, судя по репликам, рай. А по сути - в некое экстатическое состояние.
Однако все действо целиком оставляет ощущение где-то слышанного-виденного. Странны некоторые детали. Сын бедных экс-интеллигентов имеет дома Интернет. Любовница мафиози, работая проституткой (!), одета, как немолодая учительница. А самое неестественное - полублатные песни, которые все хором и с пафосом поют, перемежая их анекдотами "в зал". Для смеху, что ли?
Думается, фокус здесь в том, что Евгения Ланцова подвело ощущение социальной близости. Елена Радченко по первой профессии журналист. И нетрудно увидеть в сюжетных якобы несостыковках и нарочитых банальностях иной смысл. На самом деле автор пишет пьесу не про жизнь, но про медиальное сознание. Собранные в единый сюжетный узел газетно-телевизионные штампы самодовлеющи. Это именно что не реальность, а некий морок с признаками реальности.
В действительности именно информационные клоны, а не настоящие бандиты, проститутки или Интернет окружают бывших интеллигентных. Все это прямиком отсылает нас к театру абсурда, причем не ввезенному как заморская диковина - проросшему на нашей почве! Но нет, нам в который раз, надув щеки, пытаются показать "психологию" и дают послушать "авторскую песню", что делает спектакль похожим на самопародию.
Айвар ВАЛЕЕВ