30-05-01


"Человек-оркестр" Евгений Разудалов

Много ли вы знаете врачей-гинекологов высшей категории "по совместительству" - заслуженных работников культуры? Есть у меня такой товарищ, подозреваю, единственный в Челябинской области. Это Евгений Евгеньевич Разудалов.

Режиссер

- Как ты стал врачом, я знаю: мама убедила, что нет профессии благороднее. В мир прекрасного также ввело домашнее воспитание. А как случилось, что ты стал руководителем агиттеатра и режиссером десятков массовых праздников, которые в Коркино иной раз проходили круче, чем в больших городах?

- Это ты тоже знаешь. Что на сцену всегда манило, причем не столько исполнять роль, сколько придумывать самому все действо. Что в начале восьмидесятых, когда была мода на агитбригады, в нашем ДК "Горняк" замахнулись сразу на агиттеатр. Получилась "Красная газета" - лауреат всяческих конкурсов, фестивалей и даже областной комсомольской премии "Орленок", чем мы тогда искренне гордились. Я с трепетом вспоминаю, как прокатывали по области программу к 40-летию Победы и в Карталах был такой прием, что весь зал встал в слезах и аплодисментах. А вроде ничего необычного не делали. Просто все шло от сердца, чем и хорош агитбригадный жанр. Но, конечно, политики, идеологии было много. Хотя за перестроечную программу "Глаза в глаза" мне и сейчас не стыдно.

Естественно, захотелось расширить рамки. Попробовать, смогу ли сделать праздник для всего города? Получилось. Между прочим, очень сложно увлечь толпу, заставить ее смотреть на сцену, а не пить пиво.

- Думаю, твои праздники помнят все, кто хоть раз на них побывал.

- Все не все, но как-то я пришел в горный техникум, и пацаны припомнили мне новогоднюю елку в ДК, "где пираты с потолка слезали". Конечно, греет душу. Как и то, что мне, самодеятельному режиссеру из глубинки, директор драмтеатра имени Цвиллинга Владимир Макаров доверил на этой большой сцене ставить бенефис еманжелинской певицы Тамары Шумаковой.

Художник по костюмам

- Женя, я смотрю, ты очередной костюм вышиваешь и это занятие тебя увлекает на данном отрезке творческого пути более всего.

- Вообще-то да. Это жутко интересно, особенно когда я всерьез начал интересоваться историей костюма. Когда делал 24 комплекта костюмов для театра танца "Аллегро", чего только не перечитал! И не зря - в Сочи на всероссийском конкурсе мне специальный приз дали за высокую культуру костюма. Не зря я выяснял, какой высоты должна быть у казака папаха.

- Сегодняшнее великолепие кому достанется?

- Челябинскому коллективу "Фантазия" Татьяны Николаевны Реус, известного нашего хореографа. Они готовят спектакль по сказам Бажова, мне тоже пришлось их перечитать. Оказывается, Огневушка-поскакушка, которую всегда решают в красно-оранжевых тонах, по Бажову должна быть в голубом платьице.

- И ты от этого не отступишь?

- Естественно, надо же идти от эстетики сказа, а не от фонаря.

Собаковод

- Параллельно со всеми увлечениями всю жизнь у тебя одна пламенная страсть - собаки...

- С детства, когда в доме появилась первая дворняжка. А потом книжка Бориса Рябинина переключила меня на догов. Видимо, на всю оставшуюся жизнь.

- Но тебе мало держать в квартире огромных псов, третьего только на моей памяти, которые оккупируют диван и едят иногда лучше хозяев. Тебе еще понадобилось комментировать собачьи выставки и судить в ринге. В результате - звание "национальный эксперт России, судья международной категории". Это для чего?

- Для себя, для удовольствия! Если мне что-то интересно, я стараюсь докопаться до самой сути, вникнуть во все тонкости. Вот так и получается, что постепенно становлюсь специалистом. Собачники - это целый мир. Благодаря буму собаководства в восьмидесятые годы я объездил как комментатор выставок полстраны, от Симферополя до Иркутска. Сейчас это занятие для состоятельных людей, но я ведь не выгоню своего Тошу на улицу из-за того, что он много ест - это же друг, член семьи.

Врач

- Кто-то из наших читателей уже подумал: когда он медициной-то занимается, зачем она вообще ему нужна?

- Ну уж нет! Это - святое. Занимаюсь медициной в рабочее время, и здесь я точно профессионал. Есть женщины, которым я спас жизнь. Есть дети, которые появились на свет, потому что их родителей вылечил от бесплодия. Есть ученики, наконец. И есть иногда удовлетворение от своей работы. Без ложной скромности скажу: как врач я состоялся. А искусство - свежий воздух, переход в другую атмосферу.

- Атмосфера родного Коркино не давит? Не жалеешь, что много раз отказывался переехать в Челябинск и другие крупные города?

- Никогда. Мне здесь так комфортно, я все и всех знаю, и меня все знают. Зачем что-то менять, если я за границей начинаю тосковать, просто физически заболеваю от того, что все хорошо, но не дома. В этом смысле я жуткий провинциал. Где родился, там и пригодился.

- Стало быть, имеешь шанс получить еще какое-нибудь звание - или заслуженный врач, или почетный гражданин города.

- Это не главное. Когда мне дали "заслуженного", я почувствовал себя неуютно. Будто кто-то шепнул: теперь давай, доказывай, что не зря отметили. Ведь в любом деле регалиями не прикроешься: или докажешь, что чего-то стоишь, или нет. Я по-другому не умею - характер упертый.

Это еще не все

О других ипостасях многогранного Разудалова как-нибудь в следующий раз. Не забыть бы о главном: сегодня Евгению Евгеньевичу исполняется 50 лет. Он и сам в это не верит, а окружающие - тем более. Не вяжется помпезное слово "юбиляр" с его молодой кипучей натурой. И не надо. Если до очередной своей круглой даты "человек-оркестр" увлечется чем-нибудь еще, не удивлюсь. Например, начнет писать прекрасные полотна на зависть членам Союза художников...

Ирина КРЕХОВА