30-05-03


Назад, к Чайковскому

Еще до премьеры наше "Лебединое озеро" пригласили за границу

Айвар ВАЛЕЕВ

Челябинск

Сегодня в Челябинском академическом театре оперы и балета имени Глинки - премьера. Московский хореограф Сергей Бобров поставил балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро". Как и прошлая его челябинская работа "Щелкунчик", нынешний спектакль будет заметно отличаться от традиционной редакции.

В декабре прошлого года на премьере "Щелкунчика" зрители сравнивали динамику, казалось бы, давно известного сюжета с голливудской. Балет получился зрелищным не только из-за масок, придуманных художником Дмитрием Чербаджи. Сергея Боброва очень часто приглашают с его работами за границу, и он давно понял, что сокровища русского балета сегодня будут более явны зрителю, если учитывать темп современной жизни. Спектакль должен быть понятным всем и обладать сильной идеей, а не только демонстрировать технику солистов. Именно поэтому важна крепкая режиссура. Это идет от Юрия Григоровича, чьим учеником является Сергей Бобров. Вот и "Лебединое озеро" он сделал таким - неожиданным, динамичным и в то же время цепко связанным с хореографической традицией.

Большинство сегодняшних интерпретаций первого балетного шедевра Чайковского отталкиваются от варианта, предложенного М. Петипа и Л. Ивановым в мариинской премьере 1895 года. Однако впервые публика увидела "Лебединое озеро" в Большом театре и намного раньше - в феврале 1877 года. Этот вариант считается не совсем удачным, что, однако, не помешало ему продержаться в репертуаре почти восемь лет. Интересно, что изначально "Лебединое озеро" имело трагический финал. Сергей Бобров считает его адекватным музыке Чайковского. Главное для него - опыт вслушивания в музыку великого композитора, которую ни в коем случае нельзя воспринимать в качестве аккомпанемента к танцам. И именно в музыке нужно искать сюжетные нюансы, бессчетное количество раз способных удивлять зрителей.

- У Чайковского изначально был романтический сюжет, - говорит Сергей Зверев. - По его задумке, Одетта не зачарованная девушка, а фея. И поскольку Принц - земной человек, то их любовь была априори невозможна.

Вообще с финалами "Лебединого:" - целая история. У разных хореографов они различаются до смешного. То Одилия гибнет, а Принц страдает, то оба чудесным образом соединяются и остаются вместе жить. Между тем у Чайковского погибали оба.

- Я посмотрел на "Щелкунчика" через фильтр времени, - говорит Сергей Бобров. - Этот балет ставили многие знаменитые хореографы - Горский, Григорович, Васильев. И каждый привносил что-то свое. В моем спектакле важна романтическая идея. Принц гибнет, но остается Мечта, которую олицетворяет Одетта.

Рассказывать о перипетиях сюжета перед премьерой - дело неблагодарное. Скажем лишь, что Сергей Бобров сделал балет более компактным - он будет не трехчастным, как прежде, а уместится в два акта. При этом все самые известные и любимые фрагменты будут сохранены. Постановщик подчеркивает, что его "Лебединое озеро" - не модерновая, а полностью классическая хореография. Это не мешает ему утверждать, что все происходящее на сцене на самом деле лишь конфликт сознания и подсознания главного героя. Так что кто Принц Зигфрид, а кто Злой Гений, надо еще посмотреть:

Челябинская постановка была осуществлена в предельно короткие сроки. Первые репетиции прошли 13 мая, а уже меньше чем через три недели - премьера. По мнению Сергея Боброва, это говорит об опыте челябинской балетной труппы и том воодушевлении, с которым артисты работали.

До сих пор неизвестно, кто будет танцевать сегодня. Партии главных героев готовы исполнить две пары, в одном случае это Татьяна Предеина и Андрей Субботин, в другом - Татьяна Сулейманова и Андрей Булдаков. Музыкальную постановку осуществил главный дирижер театра Сергей Ферулев. Сценография, сделанная художником нашего театра Верой Зориной, получилась эффектная, но практичная. Это важно, поскольку в конце года наш театр повезет этот балет на гастроли. Сначала это будет Англия, затем Греция и Турция.