30-05-98


Финансовый кризис: кто виноват и что делать?

Этот вопрос не первый раз на этой неделе задает "Комсомольская правда". По мнению ее экспертов, нынешнюю волну финансовых потрясений (уже третья в России с октября 1997 года) подняли банки и компании, бросившиеся продавать государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и акции российских предприятий, потому что в очередной раз усомнились в безопасности вложений в российскую экономику. Вырученные деньги были тут же превращены в доллары. Правительству необходимо было решительно действовать. И поэтому Центробанк поднял ставку рефинансирования (процент, под который Центробанк дает деньги коммерческим банкам) сразу в три раза - до 150 процентов годовых. Этим правительство надеется остановить падение рубля. Эксперты считают, что на проблемах, с которыми столкнулось сейчас государство, частный вкладчик может неплохо заработать. Ведь сейчас коммерческие банки тоже должны поднять проценты по вкладам. Надо дождаться этого момента и нести деньги в банк, если, конечно, они у вас есть. Но на экономическом подъеме, обещанном россиянам в этом году, можно поставить крест. Под такие гигантские проценты, которые сейчас установлены, ни одно предприятие не сможет занять деньги в банке и раскрутить производство.

Ржавые "чернобыли"

Россия может убрать со всего Баренцева региона старые атомные подводные лодки и объявить этот район зоной безопасности. Об этом заявил президент Борис Ельцин после подписания российско-норвежских межправительственных соглашений. Надо заметить, пишет "Труд", что последние разоруженческие инициативы Президента России оставляют обширное поле для толкования. Так было в конце прошлого года в Швеции, когда Ельцин неожиданно объявил, что наша страна в одностороннем порядке на треть снижает количество своих ядерных боеголовок. Так вышло и на этот раз. Что подразумевается под старыми подлодками, которые нам теперь не нужны? Новых у России почти нет, ибо они практически не строятся. Министр иностранных дел Евгений Примаков пояснил, что речь идет не о старых ядерных субмаринах вообще, а только о тех, что были выведены из боевого состава флота в отстой. Таких у нас 158, из них в военно-морских базах на Кольском полуострове в нескольких километрах от границы с Норвегией - 95. Именно они вызывают наибольшее опасение у скандинавов. Ведь только из 26 уже выгружено ядерное топливо. Старые атомоходы годами ждут у причалов своей очереди на выгрузку активных зон реакторов и на последующую разделку. Опасения, что лодки, проржавев, могут хлебнуть забортной водички и тихо лечь на грунт, - совсем не беспочвенны. Тогда - радиоактивное заражение окружающей среды и огромные затраты на подъем утопленниц на поверхность.

Кино как оружие власти

Вчера в Кремле начал работу Всероссийский съезд работников кинематографии. Съехались не делегаты съезда, как это было раньше, а 4,5 тысячи кинематографистов, многие из которых уже начали забывать, что такое отечественное кино и как его снимают. О кризисе отрасли, о перспективах ее развития и идет речь на съезде. Там же решится, будет ли режиссер и актер Никита Михалков руководить творческим союзом работников кино. Предложение об этом прозвучало на предыдущем съезде, в декабре. Но Никита Сергеевич попросил время для того, чтобы его команда разработала программу выхода творческого союза из кризиса и предложила ее новому съезду. Программа разработана, и Михалков уже знакомил с ее положениями членов Совета Федерации. Выступая там, он сказал: "Кинематограф - мощнейшее оружие, которое власть всегда имела в ее общении с народом. Но оно может обратиться против собственного народа. Если сегодня взять 10-20 картин на видеокассетах и посмотреть их на необитаемом острове, не зная, в какой стране происходят действия, то в эту страну никто не захочет приехать. Ибо разговор в них идет о проститутках, киллерах, убийцах, насильниках и так далее. И только. Трудно живем? Да, трудно, но в тяжелейшие моменты в такой стране, как Италия, именно итальянский кинематограф создал неореализм, который помог людям выжить". "Российская газета" пишет, что, по мнению Михалкова, должна быть введена такая жесткая схема: сначала фильм идет в кинотеатре, потом появляется на видеокассетах, потом демонстрируется по кабельному телевидению и, наконец, на национальных телеканалах. Для этого необходимо прежде всего продолжать борьбу с видеопиратством и создать условия для пресечения незаконного оборота видеоматериалов. Сам Никита Сергеевич сейчас завершает работу над картиной "Сибирский цирюльник", бюджет которой составил 40 миллионов долларов. Ни один из них не был взят у государства.