30-06-01
Екатерина МИНЕЕВА
Челябинск
В редакцию "Челябинского рабочего" позвонили сотрудники правоохранительных органов. "На днях хоронили отца нашего товарища, - рассказали они. - Тело забирали из морга бюро судмедэкспертизы. Ситуация в его помещении нас потрясла. В зале для выдачи трупов стоит кошмарный запах, чуть в обморок не упали. Мы в Чечне были дважды, но такого даже там не видели". Корреспондент "Челябинского рабочего" немедленно отправился в Челябинское областное бюро судебно-медицинской экспертизы (ЧОБСМЭ).
:Смрад разлагающегося человеческого мяса ощущается уже у железных ворот, за которыми находится ритуальный зал морга. В самом зале на видном месте стоит аптечка с нашатырем и валидолом - в обморок норовят рухнуть трое из пяти родственников покойных. А придя в себя, проклинают сотрудников бюро и грозят жалобами во все инстанции.
Начальник ЧОБСМЭ доктор медицинских наук Петр Новиков оказался на месте. Первым делом объяснил, почему никто в бюро не берет трубку (прежде чем ехать, мы пытались связаться с бюро по телефону). За неуплату отключены все телефоны. На все бюро - лишь сотовый профессора да мобильник "группы по опознанию неопознанных трупов" - благо, что та работает от ГУВД области и связью обеспечена. Остальные работники ЧОБСМЭ (250 человек) почти три недели отрезаны от внешнего мира. Но это еще цветочки.
"Вы приехали в спокойный день, сегодня всем новым трупам хватило места в холодильнике. А в этот понедельник к нам поступило 60 с лишним тел. Кое-кого даже на пол складывали:"
В бюро судебно-медицинской экспертизы "мирные" покойники не поступают. Сюда привозят жертв несчастных случаев, аварий и умышленных убийств. Сюда же доставляют все неопознанные трупы, "подснежников", утопленников и погибших на пожарах. Зачастую людские тела поступают в полуразложившемся виде. Если в холодильнике не хватает места, то наперегонки начинают разлагаться и относительно "целые" покойники. В ЧОБСМЭ уже самостоятельно оборудовали под дополнительные трупохранилища комнату санитаров и пристрой из профнастила. Но мест все равно не хватает. Лето. Жара. Ужас.
"Это здание построено в 1986 году, когда в городе за год проводилось не более 1500 судебно-медицинских вскрытий, - говорит профессор Новиков. - За пять месяцев этого года мы провели уже 2700 исследований. Пять лет бюро судмедэкспертизы кормят обещаниями достроить новый лабораторный корпус. Но даже когда его достроят, это решит только часть проблемы. Необходим новый секционный блок (место, где проводят вскрытия, оборудованное трупохранилищами - ред.) - как минимум на 80 тел".
Вся проблема, как всегда, в деньгах. Еще со времен Советского Союза финансированием судебно-медицинских экспертиз занимается Минздрав. Как известно, медицина в России субсидируется по остаточному принципу. А судмедэкспертиза, по всему выходит, "по остаточному из остаточного". На достройку корпуса ЧОБСМЭ требуется четыре с половиной миллиона, еще пять - "на начинку". Облздравотдел тем временем даже абонентскую плату за телефон вносит по взаимозачету:
"Родственники от одного запаха падают в обморок, представьте условия работы наших сотрудников, - возмущается заместитель начальника ЧОБСМЭ Евгений Нацентов. - Душ один на всех, в лабораториях повернуться негде. Танатологи (врачи, проводящие вскрытие - ред.) вынуждены работать на две-две с половиной ставки, а фактически каждый выполняет работу на пять-шесть ставок. Эксперты высшей категории после такой адской нагрузки вынуждены подрабатывать, подготавливая покойников к захоронению, - иначе не прожить. Один эксперт у нас только что вышел с полугодового больничного - лечился от туберкулеза, у второго прямо у прозекторского стола случился инфаркт миокарда. У третьего во время работы произошло кровоизлияние в мозг. Существующие условия не позволяют соблюдать элементарнейшие требования санитарно-эпидемиологического режима. С разрешения прокуроров районов мы уже не вскрываем трупы явно умерших от передозировок наркоманов - 99 процентов из них заражены ВИЧ".
Беды судмедэкспертов похожи на беды всех бюджетников. Но есть два кардинальных отличия. Одно -государственно-важное: по результатам судебно-медицинских экспертиз правоохранительными и судебными органами принимаются решения, за которыми стоят судьбы тысяч людей. И второе, не менее важное. Все мы смертны, и иной раз внезапно. Господа чиновники из областного правительства, представьте, что вы забираете из морга тело родного человека в виде смердящего киселя. Разве вам не покажется это надругательством над его памятью и нормами морали? n