30-06-98


Буржуазный гуманизм

Магнитогорский театр оперы и балета показал челябинцам "Кармен"

Вместо рецензии

Знакомство с новым театром всегда интересно, но и волнительно: а вдруг разочарует? Я особенно волновалась, ведь Магнитогорск мой родной город, там я окончила музыкальное училище...

...Первые звуки увертюры... Глуховато. Звучность явно не рассчитана на наш зал. С нетерпением жду появления Кармен. Помните у Блока?

Как океан меняет цвет,

Когда в нагроможденной туче -

Вдруг полыхнет мигнувший свет, -

Так сердце под грозой певучей

Меняет строй, боясь вздохнуть,

И кровь бросается в ланиты,

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы

И вот она появляется (заслуженная артистка РФ, лауреат международных конкурсов Валентина Олейникова) в обрамлении вздыбленных красных оборок. Прекрасный вокал, легкость и свобода движений и... налет некоторой вульгарности. Ох, уж эта Кармен! Как же трудно создать образ гордой, независимой, свободолюбивой цыганки, не впадая при этом в оперную банальность: "руки в боки", красный цветок и покачивающиеся бедра! Актриса скорее играет дерзкую соблазнительницу, чем цельную в своих устремлениях, порывах и мечтах натуру, не терпящую никаких компромиссов. Кармен - великий, во многом уникальный образ в мировом искусстве и поэтому хочется пожелать актрисе углубить его, поднять на тот высокий пьедестал, на который его поставил композитор.

Неотвратимая, роковая судьба сталкивает Кармен и Хозе: она бросает ему цветок, и Хозе кажется, что пронзается его сердце - вот здесь-то и начинается завязка драмы. Именно с этого момента жизнь героев стремительно понесется под откос, к неизбежному трагическому финалу. Образ Хозе в спектакле не эволюционирует (заслуженный артист РФ Сергей Лихобабин). Он одномерен: душевно мягок, слаб (режиссерская концепция или индивидуальность актера?). Но к середине спектакля певец распелся и блистательно провел важнейшую сцену из второго акта (дуэт Хозе и Кармен, ария "с цветком") и заключительную сцену, в которой страсть, отчаяние Хозе сталкиваются с непреклонностью Кармен. Ей, конечно же, ближе тореодор Эскамильо - образ сильный, волевой. Это человек, привыкший только побеждать, ибо поражение для него - смерть. И душа Кармен рванулась навстречу новому счастью!

Но чтобы зритель это ощутил, Эскамильо должен быть очень значительным, блестящим. В исполнении лауреата международных конкурсов Ираклия Гвенцадзе ему как раз и не хватает той внутренней силы, той импозантности, которые и покорили Кармен. Куплеты тореодора (а это главная характеристика героя) певец исполнил вокально безупречно, но без необходимых и ожидаемых блеска и темперамента.

Прелестна в спектакле Микаэла (дипломант международного конкурса Наталья Заварзина). Свежее, звонкое сопрано певицы создает образ чистый и трогательный.

И уж совсем хорош хор, в первую очередь женская половина. (Мужчин явно не хватает, особенно басов.) Хор звучит выразительно, компактно, четко донося до слушателей каждое слово (хормейстер Виктор Левченко). Этому содействует и оркестр (дирижер - заслуженный деятель искусств РФ Александр Якупов), мягко, бережно аккомпанируя, проявляя уважение к человеческому голосу. Однако не забудем, что оркестр в этой опере не столько аккомпанирующий большой инструмент, сколько важнейший компонент драматургии, выразитель авторской мысли. Именно он, уже в увертюре, рассказывает о трагедии Кармен. И жаль, что вторая, трагическая, тема не прозвучала резким смысловым и динамическим контрастом к первой - праздничной.

А теперь несколько слов о режиссерском решении спектакля (режиссер Виктор Шрайман). Постановка его нетрадиционна. Театр отказался от музыкальных речитативов, заменив их разговорными диалогами. Место яркой, пестрой толпы (работницы фабрики, контрабандисты, праздничная толпа в Севилье) заняли балетные пары. Их пластика - не столько танец, сколько танцующая пантомима, подчеркивающая то ситуацию, то душевное состояние героев. Использование приема "типовых масок" сближает спектакль, с одной стороны, с комедией дель арте, с другой - с древнегреческой трагедией. Хор намеренно неподвижен, статуарен. Он не участник, а скорее наблюдатель, комментатор событий, воплощающий в себе черты ораториального жанра.

Это непривычно, возможно, кто-то найдет в этом налет провинциализма. Но театр - в творческом поиске. Пожелаем же ему действительно ярких находок, долголетия и любви зрителя. Кстати, в Челябинске театр получил ее в полной мере. Волнение, самоотверженность исполнителей, трепет их сердец передавались зрителю, и зал взрывался овациями, криками "Браво!", и артистов буквально засыпали цветами.

Тамара БЕЛИЦКАЯ, музыковед.

Вместо послесловия

Самый неуместный вопрос по поводу Магнитогорского театра оперы и балета должен звучать примерно так: "А зачем он нужен, если есть оперный в Челябинске?" Сразу вспоминается плановое хозяйство, когда, допустим, на 10 заводов должно быть три синематеки и один театр. Дух, как известно, веет, где хочет, а стихи растут сами знаете из какого сора. И если следовать этой логике, то челябинцы ожидали увидеть "железную оперу". Вышло несколько иначе.

Магнитка, как Франция в НАТО, всегда жила своим умом, учитывая областной центр лишь постольку-поскольку. Географическая и административная маргинальность тамошней культуры давала независимость от челябинских "мэтров" и позволяла осуществлять необычные эстетические жесты вроде Анни Жирардо в спектаклях Ахадова.

Время, однако, вносит свежие акценты. Новый русский капитализм ощущается в том числе и как временное явление. Можно (теоретически) быстро сколотить состояние. Проблема в том, что оно может так же быстро кануть в никуда, если не будет подтверждено эстетически. Через новые запросы - в конце концов, если тратить деньги на платья супруге, то нужно же ей в этих нарядах "выходить".

В этом смысле магнитогорская "Кармен" отвечает всем требованиям социального заказа. Самая популярная, по мнению П.И. Чайковского, опера в мире, хорошие голоса, динамика танцевальных вставок. Вернувшийся на время из по-настоящему рыночного Израиля Виктор Шрайман (по слухам, чтобы заработать, ему чуть ли не анекдоты приходилось там собирать) понял, что кухонные радости интеллектуалов на хлеб не намажешь и круг потребителей здесь ограничен, как электорат Зюганова.

А если вспомнить, что душой новоявленного театра (а также Магнитогорской консерватории) является талантливый организатор (и дирижер, и ученый) Александр Якупов, то все встает на свои места. И Магнитогорский оперный предстает как оригинальный и яркий менеджерский проект.

Думается, о спектакле можно говорить как о явлении безусловном. Но вопрос в том, есть ли театр. На элементарном бытовом уровне. Бывший ДК, ставший после реконструкции театром, не имеет собственно театральной сцены, с механизмами для быстрой замены декораций, оставляет желать лучшего свет. А главное - у труппы нет второго состава, без которого репертуарный театр невозможен.

Один мудрый человек в качестве метафоры Магнитогорской оперы предложил знаменитый федотовский сюжет "Завтрак артистократа". Смеем предположить, что Магнитогорский театр оперы и балета в обозримом будущем будет работать в режиме "от проекта к проекту" по принципу "голь на выдумки хитра": делать спектакли "под площадку", возможно, приглашая на разовые акции именитых исполнителей. Только бы не пропала яркость, иначе вопрос "а был ли театр?" будет, как тень отца Гамлета, мешать жить гордым магнитогорцам.

Айвар ВАЛЕЕВ.