30-06-98


Александр Серафимов: "В Москве у меня фронт, в Челябинске - тылы, обозы и санчасть"

В энциклопедию российской моды, готовящуюся к выходу в свет, вошли 48 московских модельеров, одна иркутянка и единственный представитель Урала - челябинец Александр Серафимов. Журнал "Ом", анонсировавший это издание, процитировал статью о Серафимове: "Оригинальный дизайнер, вяжущий вручную и так же вручную вышивающий, причем уверенно метящий на этой почве в книгу рекордов Гиннесса. Он делает объемные свитера-картины, на которых обычно бывают изображены прецеденты нестандартного секса (женщины со змеей, мужчины со стрекозой и т.д.)".

Наиболее удачным для Серафимова стал 1994 год, завершившийся отъездом в Москву и успешными выступлениями в таких известных клубах, как "Manhettan-express", "Арлекино", а также в международном центре моды, Доме моды на Арбате, Доме моды Вячеслава Зайцева. О феномене трикотажника Серафимова написали тогда многие столичные газеты и журналы, его коллекцию показали по ЦТ, где он оказался в компании с Валентином Юдашкиным и Пако Рабанном. Все это было похоже на сюжет голливудского фильма...

Недавно я встретила Сашу на празднике фотографии в Челябинском театре драмы, где он показывал свою очередную коллекцию. Удивилась тому, что он снова в родном городе. Увидела, как изменился он сам и его работы, ставшие более классическими, но потерявшие игривость и детскую радость.

- Да, мои модели стали проще, аскетичнее, в них нет больше "прецедентов нестандартного секса" и прочих приколов, - говорит А.Серафимов. - Но и сам я за это время повзрослел, избавился от многих иллюзий.

- Возможность творить высокую моду в провинции - одна из этих иллюзий?

- Мода сегодня - это выхлест передовых интеллектуально-эстетических идей, нечто абсолютно отрешенное от производственных, финансовых и прочих проблем, в которых погрязла провинция. Эта мода подпитывается совершенно другим, нежели в провинции, информационным уровнем: в Москву приезжают Найоми Кембелл, Клаудиа Шиффер, Дж.-Ф. Ферре и Соня Рикель. Именно здесь проводятся недели высокой моды, в любом киоске можно выбрать нью-йоркский, миланский, лондонский "Vogue", парижский "Glamour"... Журналы "Elle","Bazaar" "Cosmo", помимо русского генерального редактора, содержат еще и командированного из Парижа или Нью-Йорка, который осуществляет детальную цензуру за работой фотографов и не позволяет провинциальности проникнуть на страницы журнала. Провинция иногда рождает людей, которые могут попасть в число законодателей моды, но это скорее исключение, чем правило.

- Как бы ты сформулировал главную функцию моды?

- Ушло в прошлое время, когда мода была средством выделиться, убить кого-то наповал толщиной своего кошелька, как это было во времена Диора. Сейчас высокая мода творится исключительно для того, чтобы сделать имя создателям одежды "от кутюр". Ближайший пример - итальянская фирма "D G", которая успешно завоевала рынок. Это два молодых человека, абсолютно разные внешне, один высоченный красавец, другой забавный коротышка, которые утверждают, что они - идеальный творческий тандем. Но я склонен думать, что эта запоминающаяся пара всего лишь рекламный трюк, механизм для формирования громкого имени, а истинные создатели моделей - другие люди, незаметные и не нуждающиеся в известности. То есть высокая мода существует только ради создания и поддержания громкого имени. А потом это имя используется уже для производства массовой одежды pret-a-porte, которая и приносит главную прибыль. Приведу еще пример. Кто-то из известных кутюрье, кажется Ральф Лорэн, почувствовав, что снижается сбыт его продукции, занял полтора миллиона долларов и соорудил бюстгальтер, усыпанный огромными бриллиантами. Носить такую вещь невозможно, но ее показали практически все крупнейшие телеканалы мира и журналы мод, имя создателя нашумевшего бюстгальтера не сходило с газетных полос. Экстравагантную деталь женского туалета до сих пор никто не купил и, наверное, не купит, но она создала необходимый ажиотаж, реанимировала интерес к фирме Ральфа Лорэна.

- Какую роль в успехе модельера занимают манекенщицы, и твое мнение о работе модельных агентств Челябинска?

- Что касается красивых женщин, то в провинции их ничуть не меньше, чем в столице. Они играют огромную роль в успехе модельера. Но в столице они проходят лучшую профессиональную школу, там более жесткий кастинг (отбор). В провинции отношение к этой професии менее серьезное, а порой и с этаким подтекстом. Под модельным агентством может подразумеваться Бог знает что. Я сам неоднократно читал объявления в челябинских газетах о том, что некое модельное агенство приглашает на работу девушек "без комплексов". Приятное исключение составляет модельное агентство "Models island". Девушкам этого агентства, например, запрещено оставаться после выступления в ночном клубе или ином заведении, садиться за столики, пить. Это агентство придерживается международных правил профессиональной этики.

- К какой школе отечественных модельеров ты себя причисляешь?

- К школе Вячеслава Михайловича Зайцева. Это великий стилист и художник, обладающий врожденным чувством цвета и линии. В рейтинге, проведенном независимыми экспертами и опубликованном в журнале "Стас", он занял первое место. А Валентин Юдашкин - только 9-е. Кроме того, мне нравится, что модели Зайцева более реалистичны. Так оно и должно быть: при всей эксцентричности и авангардности современной моды вещи должны быть "носибильными", (есть у профессиональных отечественных кутюрье такой термин). Если в платье, сшитом известным модельером, нельзя пройти по улице, то в нем должно быть можно хотя бы проехать на автомобиле, пройти в зал, где происходит фуршет, зайти, извините, в туалет. Я думаю, авангард изживает себя. Искусство развивалось по реалистическим канонам, и только в 1913 году было взорвано "Черным квадратом" Малевича. На мой взгляд, авангард в первую очередь протест, и только во вторую, в виде немногочисленных исключений, - искусство.

- Можно задать тебе последний вопрос: почему после успеха в столице ты вновь оказался в Челябинске?

- Москва не завоевывается кавалерийским наскоком. А берется (по опыту Лжедмитрия) упорным измором. В Москве у меня - фронт. В Челябинске - тылы, обозы и санчасть. Вот этим я сейчас и занимаюсь, а кроме того сотрудничаю с Челябинской трикотажной фабрикой. У нашего pret-a-porte огромные перспективы и возможности. С весны нынешнего года на фабрике установлены две вязальные супермашины "Stoll" - самое передовое и изощренное по возможностям обработки трикотажа оборудование в мире. Сейчас происходит его освоение. Когда машины заработают на полную мощность, это будет подобно выстрелу из гаубицы, который полностью изменит ситуацию на трикотажном рынке. Словом, я верю в лучшее. Человек не должен опускать руки после первых же ударов судьбы. Это нормальная закалка.

- Значит, можно все-таки жить здесь, а работать там?

- Можно. Но лучше все-таки там.

Лидия ПАНФИЛОВА

НА СНИМКЕ: трикотажное платье "от Серафимова".

Фото Сергея ВАСИЛЬЕВА.