30-07-02


Малому бизнесу - большую поддержку

Сетования на слабую поддержку малого бизнеса со стороны государства стали общим местом. Однако ситуация при всей ее сложности не заслуживает сугубо пессимистических оценок. Об этом свидетельствует интервью, данное нашему корреспонденту председателем правления Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Александром РУНОВЫМ:

- Сегодня существует целая сеть фондов поддержки малого бизнеса - региональных и муниципальных. Концепцией государственной политики поддержки малого предпринимательства нам предписано к 2005 году создать целостную систему, которая была бы завязана на федеральный фонд. Поэтому мы сейчас разрабатываем схему нашего финансового участия в капитале местных фондов.

Не мы формулируем государственную политику в этой области, ее определяет правительство, а мы содействуем формированию рыночных отношений и развитию конкуренции, привлекая финансовые ресурсы для реализации программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Участвуем в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и осуществлении таких программ и проектов. Поддерживаем инновационную деятельность предпринимательских структур, стимулируем разработку и производство принципиально новых видов продукции. Помогаем привлекать инвестиции, в том числе и из-за рубежа, для поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса.

- Например, микрофинансирование. Тут может помочь региональный фонд, притом без лишней волокиты. В налаживании этой работы нам оказал содействие американский фонд "Евразия", выделивший 300 тысяч долларов на техническое оснащение и обучение персонала. Отбором регионов, в которых было решено реализовать проект, занималась конкурсная комиссия, созданная совместно с фондом "Евразия". Проект оказался весьма успешным.

- А каков самый эффективный способ стимулировать создание малых предприятий?

- Это лизинг - сдача готовых "под ключ" предприятий в аренду с правом последующего выкупа. Далеко не каждый, получивший собственность, в состоянии успешно вести дело. Надо сначала обучить человека искусству ведения бизнеса. Провести маркетинговое исследование: нужны ли его товар или услуги, присмотреть возможную производственную площадку. У нас масса брошенных строений, выморочных предприятий. Вот там с помощью государственных средств можно создавать объекты лизинга. И передавать их предпринимателям. Или даже создавать с их участием.

- Одни говорят, что развитие и поддержка малого бизнеса - прерогатива государства, другие - что всем этим должны заниматься регионы.

- На мой взгляд, создание условий - прежде всего функция государства. Это борьба с коррупцией, с бюрократизмом, оптимизация налоговой системы, защита от криминала. А есть поддержка деньгами, предоставлением каких-то льгот, преимуществ. Это мировой опыт. Способов много, и здесь, пожалуй, нам целесообразнее смотреть не на Запад, а на страны близкого к нам уровня развития. Мы изучали их опыт и пришли к выводу, что везде этим занимается государство совместно с регионами.

Впрочем, надо иметь в виду, что сейчас создание условий во многом перешло на региональный уровень, потому что губернатор или мэр города для нашего предпринимателя - гораздо более близкая властная фигура, чем президент.

- Начало этого года ознаменовалось ростом численности малых предприятий впервые за ряд последних лет.

- Для нашей страны это задача номер 1. Повысить долю валового внутреннего продукта, производимого малым бизнесом, довести ее с нынешних 12 процентов хотя бы до 50. Задача выполнимая, хотя и не в короткий срок.

Преодоление бедности, о чем говорил президент в своем послании, можно решить только развитием малого бизнеса. Ведь у нас есть регионы, где просто нечем заняться. Думаю, если мы хотим совершить рывок в этом плане, - политика содействия малому предпринимательству должна иметь масштабы антиалкогольной компании эпохи Горбачева, только с позитивным эффектом.

- Некоторое время назад были опубликованы любопытные данные социологических исследований. 40 процентов опрошенных не хотели бы, чтобы их дети стали предпринимателями. Это в первую очередь относится к малому бизнесу. Меняется ли такое предвзятое отношение?

- Недостаточно быстро. Общественные настроения можно понять, если вспомнить первые годы становления нашего рынка: криминал, скупка ваучеров за бесценок, "прихватизация"... Это ведь было результатом ослабления государства. И все еще немногие понимают, что предпринимательство - тяжелая, изматывающая работа. Я знаю владельца маленького завода, который до сих пор живет на нем с семьей, не выпуская свое предприятие из поля зрения ни на минуту.

следует подумать и на государственном уровне о формировании положительного образа делового человека. То хорошее, что делают люди, возвращающие к жизни разваленные производства, налаживающие бытовые услуги на уровне западных, создающие новые рабочие места с приличной зарплатой, платящие государству немалые налоги, следует пропагандировать.

- А какие основные проблемы малого бизнеса?

- Опросы предпринимателей показывают: их три. проблема административно-бюрократических барьеров, высокие налоги и невозможность доступа к кредитно-финансовым ресурсам.

- Но ведь были приняты законы о дебюрократизации. Действуют ли они?

- Насколько знаю, никто таких исследований не проводил. Одно можно сказать определенно: за то, что основательно сократили список лицензируемых видов деятельности, правительство и лично министра экономического развития и торговли Германа Грефа нельзя не поблагодарить. Я знаю, с какими боями пробивали это сокращение.

- А упрощение регистрации, система "одного окна"?

- По нашим наблюдениям, в это "окно" стоят сейчас длинные очереди. Вообще же регистрация сама по себе никогда не была серьезным барьером. Главное начинается потом - где взять помещение, где кредит, как согласовать строительство цеха, установку ларька? Как только это решается, приходят инспекции. И всем дай. Вот это проблема!

У налогообложения должны быть разумные пределы. Не только верхний, но и нижний. Потому что есть такие виды бизнеса, с которых нигде не берут никакой мзды: получаемые суммы не окупят расходов на сбор.

Для предпринимателя важно, чтобы просто было платить и сколько платить. Чем проще и меньше, тем лучше.

- Об отсутствии доступа к кредитно-денежным ресурсам. Что меняется в этом отношении?

- Не меняется, к сожалению, почти ничего. дело упирается в состояние банковского сектора России. Он молод и имеет низкую капитализацию. А у нас мало предприятий, имеющих кредитную историю, способных предоставить банку ликвидный залог. это ограничивает круг клиентуры, возможность увеличения капитала кредитных учреждений и их готовность к риску. Если в свое время вы сумели приобрести какую-то собственность, удачно "раскрутили" ее, вам не составит труда прийти в банк и получить заем. А если нет... Я уже говорил: сегодня стартовать в малом бизнесе очень трудно.

- Сотрудничает ли ваш фонд с такими общественными организациями, как Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей?

- Мы открыты для любого сотрудничества. Торгово-промышленная палата - одна из важнейших для малого бизнеса организаций. очень активно действует комитет ТПП по малому предпринимательству. Все серьезные инициативы проходят через него. РСПП же, как мне кажется, сейчас несколько отстранился от этой сферы, быть может, в связи с тем, что ею активно занялась палата. Он все-таки тяготеет к крупным промышленникам. Сотрудничаем и с другими общественными объединениями федерального и регионального уровня.

Интервью взял Валерий БЕГИШЕВ