30-07-03
Лето - самое время для пеших городских прогулок и непреодолимого желания потратить с пользой или просто ради удовольствия свои отпускные. Проспект Ленина, а в скором времени еще и облагороженная улица Кирова - самые подходящие в Челябинске для такого занятия маршруты: и пройтись приятно (правда, сейчас не вполне удобно скакать по перерытому асфальту), и разнообразных магазинов - как селедок в бочке.
Правда, это, с одной стороны, конкуренцию вызывает не всегда нужную. Но с другой - вынуждает владельцев магазинов искать оригинальные маркетинговые решения. Как-нибудь отличиться от своих соседей: вывеску поярче сделать или живую рекламу в виде большого ходячего помидора или колобка выпустить.
Однако самые продвинутые челябинские магазины и, как правило, не с самыми низкими ценами выбирают наиболее беспроигрышный и привлекательный вариант - где-то с середины лета устраивают сезонные распродажи. Те самые, что проходят круглый год в Европе или Штатах, да и в последние годы в российских столичных магазинах. Крупные и повсеместные зимние или осенние распродажи в Челябинске, правда, пока еще не приняты. Зато летние в этом году - на каждом шагу.
На сравнительно небольшом участке проспекта Ленина между Гипромезом и площадью Революции мы насчитали десяток магазинов, ведущих распродажу. От 30 до 70 процентов скидок на свои товары предоставляют крупные спортивные ("СпортСити", "Тайм", "Sportland"), обувные ("Salamander", "Metropolis") магазины, бутики женской и мужской одежды ("Mexx", "Elit", "Mango", "Rollmann").
Порадовали особая сознательность и патриотичность практически всех (за исключением спортивного салона "Тайм") магазинов: далеко не всем понятное словечко "sale" заменено на русскоязычный аналог "распродажа" или еще более приятное и родное слово "скидки". Надпись эта выведена обычно ярко-красными или зелеными крупными буквами на стеклянных витринах магазинов так, что не заметить ее сложно. Правда, большинство таких вот "замечательных" покупателей в самих магазинах зачастую поджидает некоторое разочарование. Обозначенный на витрине размер скидки не всегда действует на все товары и в указанном объеме. К примеру, обозначенная на дверях магазина "Тайм" скидка в 50 процентов на деле - на порядок меньше: белая футболка Nike вместо 450 теперь стоит 390 рублей, черные кроссовки той же фирмы - 1845, а не 2400 рублей, розовые же вьетнамки предлагают купить за 450 вместо 640 рублей. Да и скидки здесь только на некоторые товары, как, впрочем, и в обувном салоне "Metropolis", где скидки в обещанную половину цены даются только на наиболее дорогие женские босоножки или мужские летние туфли. Их цена обычно 3000-4000 рублей снижается до 2000-2500.
Собственно, в этом случае теряется смысл таких скидок: состоятельные покупатели наверняка приобрели понравившуюся модель босоножек еще в самом начале появления новой коллекции в мае-июне, а привыкших одеваться и обуваться на рынке челябинцев скидка в тысячу вряд ли подтолкнет к такой дорогой покупке. Некоторых же гуляющих по улицам горожан, к примеру, уже сама надпись "Versace" рядом с растяжкой "Сезонные распродажи" - непререкаемый знак особого пафоса и заведомо запредельной цены - отпугнет даже от входа в такой бутик.
Самые-самые
После обхода вышеназванных челябинских магазинов с сезонными распродажами "ЧР" решил создать свой рейтинг:
Самый оригинальный слоган.
Обувной магазин "Salamander": "Зимние сапоги по цене босоножек". Это действительно так: определенные модели женских зимних сапог здесь стоят почти как и вся летняя обувь со скидкой в 50 процентов - около 1500 рублей. Два минуса здешней распродажи: внешне эти сапоги чем-то смахивают на обычные валенки, а на ценниках с двойной суммой не всегда сразу разберешь, какова же нынешняя цена.
Самое нелогичное объявление.
Магазин "Детский мир": на его фасаде - красно-желтые щиты, сообщающие о сезонной распродаже магазина "Гостиный двор". В самом же "Детском мире" никаких распродаж не обнаружено.
Самые ленивые организаторы.
Отдел головных уборов магазина "Дельта": на щите рядом с магазином недостаточно броско сообщается о 50-процентной скидке, действующей только на дамские соломенные шляпки четырех расцветок по цене в 400 рублей. Правда, новых ценников как на шляпках, так и на зимних вязаных шапках нет. Узнать о скидках в 20 процентов на последние и подсчитать новую их цену можно только при помощи продавца.
Самая неожиданная распродажа.
Книжный магазин "Универсум": в середине зала - стеллаж с небольшими в мягкой обложке книгами зарубежной классики и современной прозы, по своему формату предназначенными как раз для чтения в поездах или на пляже. Специальная летняя цена на них варьируется от 30 до 50 рублей.
Скидки - чистая мистика
- Сезонные скидки появились в наших магазинах несколько лет назад, а за рубежом они действуют давно и привлекают огромное количество покупателей, - говорит коммерческий директор торговой фирмы "Молодежная мода" З.А. Парадеева. - В феврале в Париж съезжаются модницы со всего света, чтобы успеть приобрести суперкачественные вещи по бросовой цене. Некоторые фирмы ради сохранения имиджа спарывают со своих изделий лейблы, прежде чем их уценить. Но покупатели, поднаторевшие в искусстве одеваться на распродажах, прекрасно различают настоящую "фирму" от ширпотреба.
Размер сезонной уценки каждое торговое предприятие устанавливает себе самостоятельно, в зависимости от многих причин - собственного благополучия, объема первоначальной торговой накрутки и т.д. Но, конечно, никто не торгует себе в убыток. Возвращают те деньги, за которые эти вещи были закуплены, чтобы потом снова пустить средства в оборот. Именно поэтому скидки бывают самые разные - и 20, и 80 процентов. Многие известные и уважающие себя фирмы заранее просчитывают возможность уценки и сообщают торговым домам о рекомендуемой продажной цене, ниже которой опускаться нельзя.
Весенний сезон скидок начинается в апреле-мае, зимний - уже в конце января. Сейчас - наилучшая пора для приобретения изделий летнего ассортимента. К примеру, в нашем универмаге "Молодежная мода" их можно купить по цене почти вдвое дешевле первоначальной. Причем сезонная уценка совсем не означает ухудшения качества изделия. За этим стоит только стремление коллектива торгового предприятия ускорить оборот, успеть за быстро меняющейся модой и, если хотите, определенная мистика. Профессиональные работники прилавка знают, что каким бы качественным и интересным не был размерный ряд, который ты получаешь, все равно остается одно изделие, которое не нашло своего покупателя. Почему так бывает, никто не знает, но это закон.
Уценять остатки предыдущих коллекций - выгоднее, чем содержать склады, на которых бы они пылились в ожидании нового сезона.
Материал подготовили Мила ЕЛЬНИКОВА и Лидия ПАНФИЛОВА