30-07-97


Не пыль в глаза

Отходы комбината "Магнезит" помогли сохранить архитектурные шедевры Санкт-Петербурга

Главная экологическая болячка Сатки - воздух, щедро сдобренный пылевыми выбросами от обжиговых печей "Магнезита". В безветренную погоду при высоком атмосферном давлении город словно туманом окутан. Только состоит он не из мельчайших капелек воды, а из молекул каустического магнезита.

Сколько копий было сломано в ходе экологических дискуссий, сколько штрафных санкций уплачено предприятиям! Нельзя сказать, будут оно совершенно бездействует. Однако существующая технология переработки магнезита не позволяет комбинату кардинально решить проблему пылевыбросов, составляющих около 30 процентов от исходного сырья. После улавливания электрофильтрами часть каустического магнезита в качестве добавки поступает на вторичный обжиг, часть отгружается потребителям, остальное идет в отвалы.

Положение усугубилось в последние годы: некогда крупнейшие потребители каустического магнезита - целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая, химическая и другие отрасли промышленности - резко сократили объемы производства. Пыли стало много...

По мнению технического директора комбината "Магнезит" А. Чуклая, проблему ее утилизации удастся решить лишь с пуском в эксплуатацию участка по брикетированию. Его строительство предусматривается программой технического перевооружения предприятия и уже ведется.

Между тем ученые Санкт-Петербургского технологического института во главе с доктором технических наук В. Корнеевым нашли применение досаждающей саткинцам пыли. Каустический магнезит они предложили использовать в качестве вяжущего материала для создания временной крепи при прокладке подземных трасс.

Разработки ученых стали настоящей палочкой-выручалочкой для петербургских метростроителей, столкнувшихся два года тому назад с массой проблем. Согласно трассировке под историко-архитектурным районом северной столицы им предстояло соорудить подземный вестибюль станции "Адмиралтейская" и эскалаторный выход из нее. Когда планы метростроевцев стали достоянием общественности Санкт-Петербурга, она заволновалась. И было от чего: при разработке ядра станции (центрального вестибюля) просадки грунта, случается, достигают 400 миллиметров. Их следствием явилось бы образование серьезных трещин у наземных сооружений в районе Сенной площади, Гороховой улицы, Кирпичного переулка, каждое из которых является величайшим творением архитектуры.

Для метростроевцев "Адмиралтейская" стала настоящим камнем преткновения. Муниципальные власти намеревались расселить ряд домов, но коренные питерцы не хотели покидать свои родовые гнезда. Были укреплены фундаменты зданий, оказавшихся в зоне сооружаемого метровокзала. Однако принятые меры общественность не успокоили. Дело дошло до судебного разбирательства, в ходе которого метростроевцы пообещали обеспечить стопроцентную сохранность наземных объектов.

Кто ищет, тот всегда найдет. Инженеры АО "Метрострой" разыскали в Копейске оригинальный проходческий комбайн и модернизировали его применительно к местным геологическим условиям. Вооружившись разработками ученых СПТИ, создали принципиально новую технологию строительства подземных вестибюлей метро, названную безосадочным методом.

В чем его особенность? Обычно при сооружении верхнего свода станции для предотвращения обрушения и просадок грунта перед монтажом тюбингов метростроители использовали деревянную крепь. Но и она порою не выдерживала. По новой технологии временная крепь производится на основе магнезиального вяжущего, способного уже через 7 часов выдерживать большие нагрузки.

Последнее железобетонное кольцо было смонтировано на "Адмиралтейской" через 12 месяцев после начала уникального эксперимента. Оригинальная технология, не применявшаяся доселе ни в России, ни в других странах мира, позволила петербургским метростроевцам значительно ускорить сооружение свода новой станции, обеспечить полную безопасность при проведении работ, а главное - исключить просадки грунта. Поэтому они намерены использовать ее и при строительстве метровокзала "Пушкинская-2".

В прошлом году саткинцы поставили в Санкт-Петербург несколько сот тонн каустического магнезита, в дальнейшем АО "Метрострой" планировало ежегодно приобретать у комбината до 5000 тонн. К сожалению, проблемы с финансированием внесли коррективы в планы создателей новых подземных трасс.

Однако нынешние трудности, осложняющие сотрудничество саткинцев с петербуржцами, не в силах перечеркнуть значимость их совместных разработок. Ее по достоинству оценили эксперты "Роспатента". Группе сотрудников кафедры профессора В. Корнеева и четырем специалистам комбината "Магнезит" выдан патент на изобретение.

Оказывается, про чудесные свойства своей "пыли" магнезитовцы знают давно и не понаслышке. Для подземных работ каустический магнезит впервые использовали в АО "Илецксоль". Предприятие специализируется на добыче поваренной соли и в магнезиальном вяжущем нуждается для заполнения горных выработок. Обычный портландцемент для этого не пригоден: он не обладает такой высокой коррозийной стойкостью по отношению к солям, какую приобретает после схватывания сформировавшийся магнезиальный камень.

Свою "пыль" комбинат будет использовать в качестве вяжущего и в шахте "Магнезитовая". Она расположена прямо под жилыми кварталами Сатки, поэтому сырье здесь добывается с последующим заполнением пустот. Чтобы, не дай Бог, однажды город не оказался под землей.

Поиском новых сфер применения каустического магнезита занят на комбинате отдел неформованных огнеупоров центра технологических разработок. Здесь мне показали любопытный материал - заключение ученых Пермской сельскохозяйственной академии. По заказу "Магнезита" они исследовали возможность применения его отходов в качестве удобрения и мелиоранта. Ведь магний, содержащийся в саткинской "пыли", - один из семи основных элементов, наиболее необходимых растениям. Его физиологическая роль определяется уже тем, что он входит в состав хлорофилла.

Ученые пришли к выводу: применение каустического магнезита в качестве удобрения повышает урожайность картофеля, томатов и огурцов. Тот же магнийсодержащий порошок зарекомендовал себя прекрасным мелиорантом. Нейтрализуя кислотность почвы, он увеличивал урожайность ячменя, капусты, свеклы, вики, клевера. По результатам исследований ученые получили подтверждение на выдачу патента. При оформлении документов новое удобрение они назвали "Магудом".

Ольга АЙЗЕНБЕРГ.

г. Сатка.