30-07-98
В последнее время технические возможности медицины шагнули далеко вперед. Появилось сложнейшее диагностическое оборудование, новейшие методы лечения. Но уровнем повседневного медицинского обслуживания большинство пациентов недовольно. Почему? Говорят, изменилось отношение врачей к работе. Многие считают, что причина тут финансовая: начинающий врач получает 270 рублей, а медсестра и того меньше. Только ли в деньгах дело? Для ответа на этот вопрос я решила поприсутствовать на приеме у участкового терапевта.
- Лето, никто не простывает, поэтому пациентов немного, - говорит участковый врач одной из челябинских клиник Валентина Иванова. - Пропишешь кому-нибудь постельный режим, а кто захочет лежать летом под одеялом? Приходят в основном больные с хроническими заболеваниями на плановые осмотры.
В дверь кабинета постучался первый посетитель - очень пожилой мужчина пришел возобновить справку о необходимости санаторно-курортного лечения для своей жены, которая не смогла прийти: ноги болят. Тут же, чтобы доказать свое родство и "необходимость", начал вытаскивать документы, бумажки, справки. Долго объяснял, что отдыхать и лечиться его жена не ездит - тяжело ей, но зато по социальной защите они получают какую-то компенсацию. Врач терпеливо выслушала это, выписала справку. Но посоветовала все-таки отправить жену на курорт: "На Смолино работает очень хороший санаторий. И ехать недалеко, и подлечат ее там. Так что выбирайте..."
Следующим пришел молодой парень: что-то с легкими. Осмотрев пациента, врач начала что-то писать в карточке. Долго, много. А тем временем спрашивала парнишку о житье-бытье: наладилась ли работа на заводе, как дают зарплату, ремонтируют ли общежитие? "Все время голова кружится", - жалуется следующий пациент, крепкая такая бабулька.
- Это от успехов, - шутит терапевт. Осматривает бабушку, дотошно расспрашивает, как именно у нее болит голова, что она в последнее время ест и как спит. Дает подробные рекомендации, советует, какие лекарства принимать: "Эти хорошие, но дороговаты. А вот эти - дешево и сердито". Старушка скрылась за дверью, но тут же появилась в кабинете вновь: "Тут сын купил мне какое-то лекарство, как его лучше принимать?" Врач крутит в руках баночку "Допель герц": "Это витаминный комплекс, а не лекарство - принимается в качестве профилактики. Пейте, не помешает. Но вообще не стоит покупать все то, что рекламируют. Лучше проконсультироваться с врачом, он вам порекомендует недорогой, хороший препарат". Старушка снова скрылась за дверью и больше не возвращалась.
Пока не пришел кто-нибудь еще, решила расспросить врача: почему ухудшилось качество медицинского обслуживания?
- Знаменитый русский врач Боткин сказал, что врачам можно платить самую маленькую зарплату, или не платить вовсе - его прокормят пациенты. Сказал это, явно не подумав, что с его словами согласится Ленин. В Советской России врачи получали очень небольшие деньги, и в то же время медицинское обслуживание было бесплатным. Сейчас медики и эти крохи получают нерегулярно. Естественно, откуда тут взяться энтузиазму? В последние годы исчез фанатизм врачей, а ведь раньше могли ночи проводить возле тяжелого больного, обсуждали его случай в ординаторских - настоящие научные споры были. Сейчас доктора работают, потому что должны. Должны быть верны клятве Гиппократа. А, к сожалению, у многих пациентов к ним просто потребительское отношение. Это отбивает желание относиться к людям с открытой душой. Сейчас введено обязательное медицинское страхование. Пациентам кажется, что медперсонал стал получать огромные деньги и должен разбиться перед ними в лепешку. Но страховая компания платит за прием врача 6 рублей 70 копеек, а за осмотр на дому - 15 рублей 80 копеек. В эту сумму входит все: полное обследование, использование медицинского оборудования, зарплата не только врачу, но и всему персоналу больницы. Посчитайте, сколько человек должен принять доктор, чтобы прокормить свою семью.
Кроме того, в любой конфликтной ситуации с врачом или лечебно-профилактическим учреждением интересы и права пациента должна отстаивать страховая компания, которая выдала ему полис. Но об этом знают единицы, остальные ходят и выясняют отношения непосредственно с врачами. Последние же потом должны принимать пациентов с испорченным настроением.
...Пришло еще несколько больных: осмотр, куча писанины, рекомендации. "Следующий!"...
Александра РОССОМАХИНА.