30-08-01
Сергей КУКЛЕВ
Челябинск
Слухи о грядущем подорожании иномарок муссируются в России примерно с весны. В результате перегон, к примеру, подержанных японских автомобилей достиг небывалых размеров. На Дальний Восток с мая еженедельно ввозится до 1400 иномарок из Японии и Южной Кореи, что в два раза больше обычного объема. Абсолютное большинство ввозимых машин относится к среднему классу с объемом двигателя 1,3-2 литра, 1993-1996 годов выпуска.
Вчера Правительство РФ окончательно определило размер пошлин на иномарки, ввозимые в Россию. Специальная комиссия из представителей Министерства экономического развития и Министерства промышленности, науки и технологии разделила иностранные автомобили на три группы. Первая - машины не старше трех лет, которые условно можно считать новыми. Пошлины на них по-прежнему будут составлять около 50 процентов от таможенной стоимости (пошлина + НДС + акциз). Изменения в стоимости не коснутся и второй группы подержанных машин возрастом от трех до семи лет. С них, как и раньше, будут взимать пошлины относительно объема двигателя: при движке объемом меньше 2,5 литра - по 0,85 евро за кубический сантиметр, при большем - по 1,4 евро. Неприятное для всех автолюбителей ценовое новшество коснется категории "от семи и старше". По замыслу правительства, растаможка для этих машин должна стоить в 1,8-2 раза больше, чем сейчас: 1,7 евро за кубический сантиметр - для машин с объемом мотора до 2,5 литра и 2,4 евро, если объем больше. В настоящее время курс евро к доллару колеблется на уровне примерно $0,9 за евро.
Официальное объяснение, по словам электронной "Газеты.ру", таково: в Европейском союзе с 1 июля 2002 года вступает в действие директива, согласно которой вышедшие из эксплуатации машины должны утилизироваться за счет производителей. Резонно, что поток старых машин хлынет в страны, где директива не действует, в том числе в Россию. В среднем европейская машина, по мнению наших чиновников, имеет ресурс до капитального ремонта в пределах 150-300 тысяч километров, который полностью исчерпывается за семь лет. Превращение автоутиля в дорогое удовольствие должно остановить ввоз в Россию старых и неблагополучных в плане безопасности машин.
Хорошо это или плохо?
Мнения автолюбителей об увеличении таможенных пошлин за старые иномарки неоднозначны. Одни считают, что это очередная финансовая яма, в которую будут вынуждены упасть любители подержанных "Мерседесов-124". Других это вообще не волнует, потому что они предпочитают покупать машины не позднее 1996 года выпуска. Понятно одно: удорожание старых машин непременно вызовет ответную реакцию со стороны перегонщиков, которые ясно понимают, что почти новый "Лексус" не может стоить столько же, сколько восьмилетний "Лэндкрузер". Увеличение объема закупок отечественных ВАЗов (об этом нетрудно судить, пару раз заглянув на стоянки челябинских фирм, торгующих авто) наводит на мысль, что и наши "десятки" в скором времени будут стоить дороже.
Мнение автомобилиста
Андрей П., бывший перегонщик автомобилей из Германии, а ныне начальник службы охраны одной из автофирм Челябинска, считает, что теперь ввоз старых автомобилей прекратится вовсе:
- Платить таможне имеет смысл только тогда, когда машину тебе подарили родственники в Германии:
Проще любителям "японцев". "Тойоты", "Мазды" и прочие "праворульные" автомобили обычно не находятся в эксплуатации дольше пяти лет. Во Владивостоке такую машину можно купить за две-три тысячи долларов. Чистая прибыль перегонщика, доставившего ее в Челябинск, составляет тысячу "зеленых".
По мнению того же Андрея, скорее, стоит купить подержанную "Аudi", чем новую "десятку":
- Первую и шестую модели "Жигулей" проектировали итальянцы, "восьмерку" - "Porshe", а "десятка" - это чисто российская разработка. Собирают ее просто отвратительно. В нашей фирме машины проходят предпродажную подготовку. Чтобы довести "десятку" до ума, к ее стоимости в 165 тысяч рублей клиент порой прибавляет до 40 тысяч. В итоге "десятка" с тюнингом стоит около семи тысяч долларов. За такие деньги можно купить сотую модель "Ауди" и ездить лет пять, ни о чем не беспокоясь.
Из досье "Челябинского рабочего"
По данным ГИБДД, сегодня в области насчитывается около 850 тысяч единиц автотранспорта. Более 15 процентов из них - иномарки в той или иной степени ветхости. Львиная доля импортного автопарка "живет" в Челябинске. Судя по объявлениям о продаже подержанных иномарок, половина "Фордов", "Тойот" и других машин перешагнула семилетний рубеж. Примерно треть "японцев" и "европейцев", как показывает опыт, нерастаможена и поэтому стоит относительно недорого - около трех-четырех тысяч долларов. Теперь только за растаможку двухлитровой "старушки" старше семилетнего возраста придется выложить 3,4 тысячи евро.