30-08-06
25 августа 2006 года в Костанае прошли торжественные мероприятия по случаю празднования 70-летия Костанайской области - самого близкого к Южному Уралу региона Республики Казахстан. С этим приграничным регионом, как и в целом с РК, многих россиян связывают родственные, дружеские и деловые отношения. Несмотря на обретение нашими странами суверенитета и независимости, появление между ними государственных границ, отношения между Россией и Казахстаном всегда оставались теплыми и добрососедскими.
Через призму этого большого события можно подвести определенный итог развития Казахстана, ставшего своего рода лидером в Центральной Азии по продвижению экономических и политических реформ. В начале 90-х годов, после приобретения независимости, Казахстан по сравнению с другими республиками бывшего Советского Союза выглядел явным аутсайдером. Лишенный выхода к морю, он был отрезан от ведущих торговых путей. Этническая пестрота населения давала основания для пессимистических прогнозов о неизбежных межэтнических и межрелигиозных конфликтах. Массовая эмиграция русскоязычного населения в РФ, ФРГ и Израиль уменьшала и без того невысокие шансы на социально-экономическое развитие. По всем прогнозам, республике, богатой природными ресурсами, предстояло превратиться в сырьевой придаток какой-либо более сильной страны. Сегодня с высоты 16 лет независимости Казахстана трудно поверить в реальность подобного рода сценариев. Казахстан стал наиболее стабильной и быстроразвивающейся страной СНГ. У казахского феномена есть несколько причин.
Во-первых, организаторские способности руководства республики, сумевшего найти решение объективным проблемам и в ряде случаев даже применить их для пользы дела. Будучи отрезанным от моря, Казахстан сделал акцент на развитии коммуникационной сети, с одной стороны, и установлении добрососедских отношений с государствами, имеющими выход к морю. Это позволило ему обрести экономическую независимость, выстроить сбалансированную политику и стать своего рода связующим узлом Евразии, перекрестком торговых путей между Западом и Востоком.
Во-вторых, в Астане пожертвовали политическими и военными амбициями, предпочтя роль стабилизирующей силы в регионе. С одной стороны, Казахстан сразу же отказался от обладания ядерным оружием, оставшимся на его территории после распада Советского Союза, с другой - взял на себя роль генератора процессов по региональному сотрудничеству. Президент Н.А. Назарбаев инициировал созыв совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии и выступил с инициативой создания Евразийского экономического сообщества, Организации договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества. Наконец, Астана последовательно выступает в роли организатора конференций по межрелигиозному примирению и сейчас претендует на роль председателя ОБСЕ.
Третий фактор - долгосрочная экономическая политика. Сделав ставку на радикальную реформу, в РК в сжатые сроки сумели провести рыночные реформы, создали соответствующее законодательство. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику, активно поддерживается малый и средний бизнес. Финансовая система республики ведущими международными экспертами признана одной из самых прогрессивных. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
В Астане с самого начала сделали все, чтобы не допустить превращения республики в сырьевой придаток какой-либо одной более сильной державы. Здесь удалось создать максимально благоприятный инвестиционный климат. С момента обретения независимости в экономику было вложено более 27 миллиардов долларов внешних инвестиций. При этом правительство страны постаралось избежать предпочтений и привлекло к сотрудничеству в сфере нефтедобычи и переработки крупнейшие компании Запада, России и Китая. Экономические интересы многих государств оказались завязаны на Казахстане, и при этом ни одно теперь не обладает доминирующим влиянием.
В значительной степени экономическая "равноудаленность" определила и политическую многовекторность. Руководство республики сумело избежать однобокости в своей внешней политике и создать сбалансированную систему отношений с мировыми центрами силы. С Россией Казахстан реализует крупные энергетические и космические программы, от которых получает реальные экономические и научные дивиденды. Сходную политику проводит РК и в отношениях с США. Руководство республики с готовностью поддержало Вашингтон в его борьбе с международным террором, однако отказалось предоставить свою территорию для американских баз, как это сделали Узбекистан и Киргизстан. И тем самым улучшило отношения с США, не вызвав недовольства Москвы и избежав трений со значительной частью исламского мира. Отсутствие крена по отношению к какой-либо из держав, борющихся за сферы влияния в СНГ, позволило Казахстану избежать "цветной революции" и потрясений, прокатившихся в последние годы по всему постсоветскому пространству.
Четвертый фактор - сбалансированная национальная политика. Политике высокомерия и подавления этнических и религиозных общин они предпочли активное вовлечение этих общин в политическую, экономическую и культурную жизнь. В Казахстане мирно сосуществуют представители более 130 национальностей, функционируют общеобразовательные школы с различными языками обучения, издаются газеты и журналы на 11 национальных языках, действуют около 30 конфессий, представленные 2300 религиозными объединениями. Продолжает играть большую роль Ассамблея народов Казахстана, которая объединят все национально-культурные центры и всех представителей этнических меньшинств, населяющих страну, и носит высокий статус консультативно-совещательного органа при президенте страны. По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому им чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Казахстан известен миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом.
23-24 сентября 2003 года в Астане прошел I съезд лидеров мировых и традиционных религий, который стал одним из крупнейших международных событий последних лет и убедительным свидетельством растущего миротворческого потенциала Казахстана. Об этом свидетельствует высокая представительность участников форума, глобальный интерес к событию и последовавший общественно-политический резонанс. 12-14 сентября 2006 года в Астане состоится II саммит лидеров мировых и традиционных религий.
То, что в Казахстане не произошло ни одного массового столкновения на этнической или религиозной почве, то, что в Казахстане нет терактов, то, что выдающиеся деятели ислама, христианства, буддизма, иудаизма и индуизма считают Астану площадкой, на которой можно вести диалог всем религиям мира, говорит о многом. Это самое яркое выражение того, что национальная политика в стране позволила выработать некие уникальные, своеобразные рецепты, которые были бы интересны международному сообществу.
Константин СЕРГЕЕВ