30-09-99
Почти каждое политическое движение перед началом предвыборной гонки завело собственную и проверенную "пару гнедых, запряженных зарею".
Самый показательный в этом отношении союз, безусловно, сложился в "Отечестве - Всей России". Евгений Примаков и Юрий Лужков - две персоны, которые изначально казались неспособными идти с кем-либо в одной узде. Теперь они вместе. Почему, ради чего и надолго ли?
Сначала о личном. Оба нынешних лидера "Отечества" наделены чертами характера, которые делают их одновременно похожими и несовместимыми.
Когда Примаков в телеинтервью с тихой улыбкой замечает, мол, "не подумайте, что я чего-то тут кручу..." - именно в этом он зрителя и убеждает. Лужковская "кожаная кепка, брошенная в угол", тоже не наводит на мысль о простодушии ее хозяина. Оба этих политика всегда славились умением выстраивать многоходовые комбинации, совершать обманные маневры и сокрушать противника внезапной атакой.
Кстати, один из журналистов, знавших Евгения Примакова еще по его работе в 60-х годах заведующим корпунктом "Правды" в Каире, вспоминает, что молодому Евгению Максимовичу не было тогда равных в игре в нарды. Тамошние привратники-баввабы (по совместительству осведомители), которые весь день проводили за игральной доской, встречали Примакова с нескрываемым почтением. "Правдист" обыгрывал дворовых чемпионов, как несмышленых детей, сохраняя при этом маску полного безразличия. Черты "нАрдического" характера у Примакова с годами явно не стерлись, а годы руководства российской разведкой добавили его персоне ореол особой властной таинственности.
Лужков с его футболом и воспоминаниями о хулиганском московском детстве кажется более "простым", но лишь на вид. Помимо всеми отмечаемых хозяйственно-административных способностей его сильная сторона - способность к командной игре. Большинство из тех, кто составляет ближайшее окружение Лужкова - Ресин, Шанцев, Никольский, Орджоникидзе, Малышков и др., - вошли в "команду мэра" еще в начале 90-х. Лужков-политик прекрасно умеет "перекупать" игроков из чужих клубов, а своих держать в ежовых рукавицах. В сложных же ситуациях он всегда может выкрикнуть: "Судью на мыло!" - и найдет в массах горячий отклик. Жесткости, впрочем, не занимать и Евгению Примакову - его способность к компромиссам происходит не от безволия, а именно от сознания собственного скрытого превосходства.
Теперь два капитана в одной команде. В недавнем интервью Примаков заявил: "Я знаю твердо, что Юрий Михайлович всегда вел себя достойно по отношению к своим соратникам, никогда и никого, как говорится, не сдавал. Это меня с ним тоже сближает". Однако у экс-премьера тоже есть достойное его окружение. И по крайней мере двум его членам - Юрию Зубакову и Роберту Маркаряну - в предвыборных списках "Отечества" лидирующих мест пока не нашлось. Вряд ли это Примакова радует. Тем более неясно, как в рамках одного "Отечества" уживутся - и сработаются - две столь разные команды, слитые в единую "сборную".
Возникает крамольная мысль: а может, им и не надо будет срабатываться? По околополитическим кругам давно ходят слухи о том, что выборы-2000 могут не состояться, а за "временного" (сроком на два года) президента гражданам придется голосовать уже этой осенью. И тогда лидерам "Отечества" откроются новые горизонты.
По данным опросов ВЦИОМ, позиции Евгения Примакова сейчас, как никогда, крепки: с кем бы его ни ставили социологи в гипотетическом "втором туре президентских выборов, если бы тур состоялся в это воскресенье", - "Примус" демонстрирует упорную негасимость. Зюганова экс-премьер побеждал со счетом 58 процентов против 35 процентов голосов, Лебедя - 70:22, Путина - 73:15, а Лужкова - 57:30.
Юрия Михайловича на сегодняшний день 56 процентов респондентов хотели бы видеть только на посту мэра Москвы, в президентах - 16 процентов, в премьерах - 5 процентов, 9 процентов вообще против него, а 14 процентов затрудняются с ответом. Но даже при таком раскладе Юрий Михайлович имеет шанс через некоторое время повысить свой государственный статус: в его предвыборной программе записана необходимость введения в России поста вице-президента. Если всенародно избранный Примаков через нужный срок передаст свои полномочия Лужкову, стратегические цели образованного ими блока, возможно, окажутся достигнутыми. Кроме того, круг возможных союзников Примакова может быть шире рамок ОВР.
Есть еще одна черта, общая для двух сопредседателей объединения "Отечество - Вся Россия" - оба они в непростых отношениях с прессой. "Наезды на Лужкова", по крайней мере для московских изданий, кончаются плачевно (хотя прямо обвинить мэра в своих "временных неприятностях" они обычно не могут). Примаков же крайне трудно идет с прессой на контакт, предпочитая до бесконечности "держать паузу". И потому общественность сочла многозначительным симптомом то, что Евгений Максимович за последнее время дал несколько пространных интервью электронным и печатным СМИ.
В этих выступлениях он настойчиво подчеркивал, что не обсуждал с мэром Москвы вопрос о распределении ролей в ходе президентских выборов 2000 года. "Перед нами сейчас стоят действительно высокие цели - укрепление блока, его работа в Государственной Думе. Так что мелочиться сейчас и говорить о каком-то обмене - я тебе, ты мне... Это недостойные вещи", - заявил Е. Примаков в интервью газете "Версия".
Кроме того, Примаков за время своего отсутствия на политической сцене успел написать 500-страничную книгу о "диссидентах в системе", которые пытались менять существующий режим изнутри. Еще неизвестно, заметил Примаков, кто сделал для этого больше - внешние диссиденты или внутренние.
Примаков спустя всего несколько часов после взрыва на Каширском шоссе собрал в штабе "Отечества" экстренную пресс-конференцию, где изложил свое понимание того, как навести в стране порядок. "Общество не должно жалеть финансовых средств для поддержки своих спецслужб, не говоря уже о моральной поддержке", - сказал бывший премьер и бывший глава СВР. Принципиальный противник введения ЧП, Примаков тем не менее публично озвучил свои рекомендации участковым милиционерам, министру внутренних дел Рушайло и первым лицам государства насчет того, что требуется, дабы "люди зажили лучше и чувствовали себя в полной безопасности", а спецслужбы очистились от "отщепенцев" и "антинародных элементов". Примаков предлагает освежить кадровый состав властных структур как таковых новыми лицами из регионов. Наконец, именно с Примаковым счел нужным встретиться во время краткого визита в Москву министр обороны США Уильям Коэн.
Это - речи и встречи не сопредседателя политического движения. И даже не парламентария, лидера думской фракции. Планка явно ставится на предельную высоту. И Примаков, похоже, уже начал разбег перед решающим прыжком. Фальстартов у него, кстати, заметим, пока не случалось.
Екатерина ДОБРЫНИНА.