30-10-02


Школьные "маневры"

Челябинские транспортники решили подсчитать, сколько поездок совершают льготники

С 1 ноября в Челябинске начинается беспрецедентная акция. Школьникам, пользующимся общественным транспортом бесплатно (сначала - на основании ученических справок, а затем - по специальным именным ученическим билетам), вновь предлагается новый вид проездного - разовые абонементы на одну поездку. Те самые абонементы, которые компостировали пассажиры в советские времена и которые в огромном количестве остались лежать на складах "Челябгортранса" после введения в строй билетов нового образца. Таким способом городские власти собираются подсчитать, сколько поездок совершает эта льготная категория пассажиров за один месяц. Согласно решению городской думы о временном порядке возмещения затрат на предоставление льготного проезда в общественном транспорте Челябинска, среднестатистический челябинский школьник совершает за месяц 20 поездок. Однако, по мнению транспортников, эта цифра требует дополнительного изучения и "уточнения".

Как сообщила заместитель начальника городского управления транспорта Наталья Черных, властями избран самый бесконфликтный способ подсчета количества поездок, совершаемых школьниками. На протяжении двух-трех месяцев (столько, сколько понадобится для полноценного изучения ситуации) общеобразовательные учреждения города будут без всяких ограничений (!) получать затребованное ими количество проездных абонементов и также без ограничений, по мере надобности выдавать их своим питомцам. С начальником городского управления образования Вадимом Кеспиковым на этот счет достигнута соответствующая договоренность, разработан механизм получения и передачи ученикам проездных абонементов. Для начала - из расчета 50 поездок в месяц на каждого.

- Хотелось бы еще раз подчеркнуть, - рассказывает Наталья Анатольевна, - 50 абонементов - это просто расчетная цифра. И если тому или иному школьнику их потребуется больше (допустим, он израсходовал их в течение одной недели или просто потерял), он получит в школе еще. Для нас важно не количество абонементов, полученных школьниками в течение месяца, а их возврат - число абонементов, вернувшихся к кондукторам в качестве оплаты их проезда. Хотелось бы обойтись без "перегибов на местах". Некоторые руководители общеобразовательных учреждений города уже объявили детям, что будут выдавать им по два проездных абонемента на день, а в выходные ученики будут ездить за деньги. Ничего подобного! Надеемся, что с вашей помощью в этом вопросе будет достигнута полная ясность.

Замысел городских властей прост, но отнюдь не наивен. Ученики с первого по шестой класс (включительно) будут "платить" за проезд школьными абонементами, с седьмого по одиннадцатый класс - сначала предъявлять кондукторам именной проездной билет школьника, а уж потом "платить". Таким образом, удастся убить двух зайцев: кроме подсчета ежемесячного количества поездок школьников отсечь "зайцев" из числа студентов-первокурсников, продолжающих пользоваться школьными именными билетами.

Не исключено, что вслед за школьниками абонементы станут по очереди получать и другие категории челябинских льготников: налоговые инспектора, санэпидемиологи, дружинники и пенсионеры. Выяснив реальное количество их поездок, можно будет уточнить размеры бюджетной компенсации их проезда. (На последнем заседании городской думы депутаты утвердили ее в сумме 139 миллионов рублей.)

Однако сколько тревог и волнений это принесет горожанам - одному Богу известно.

Как заявил начальник отдела охраны прав и здоровья детей управления образования Челябинска Александр Орел, на сегодняшний день в школы областного центра поступило около семи миллионов абонементов: по 40-50 на каждого ученика. Главная проблема в том, что, если, допустим, у первоклассника не окажется абонемента, кондуктор имеет формальное право его высадить. В этой ситуации многое будет зависеть от доброй воли кондукторов: захотят ли они следовать жесткой букве закона или проявят великодушие. Александр Орел попросил газету опубликовать номер телефона городского управления образования, позвонив по которому, любой родитель или ребенок может получить исчерпывающую информацию о выдаче абонементов: 666-146.

Между тем в учебных заведениях восторга по поводу эксперимента транспортников не испытывают. Заместитель директора по учебной работе челябинского лицея N 31 Лидия Пинигина заметила, что абонементов может и не хватить. "Большинство наших учеников совершают четыре поездки в день. Как минимум. Нам выдали недельную, может быть, двухнедельную норму, а сказали, что это на два месяца. И потом у нас, честно говоря, много других дел:Мы не хотим тратить время и силы, работая билетерами".

Светлана, мама Кати - ученицы школы N 48:

- Я считаю, что, кроме головной боли, это ничего больше не принесет. Сейчас школьники ездят бесплатно, но я боюсь, что после подобных экспериментов их проезд все-таки станет платным. Думаю, лучше поднять цены на проездные для взрослых, а для детей оставить все, как есть.

Сергей, папа Антона - ученика школы N 121:

- Думаю, это будет крайне неудобно. Дети и так все теряют. Боюсь, что мой мелочиться не будет и на второй день потеряет все 50 билетов. Непонятно, для чего вообще вся эта затея. Неужели нельзя выяснить, сколько ездят дети, путем анкетирования?

Две подружки Оли - ученицы школы N 30:

- Мы против. Вот сами только подумайте, как это неудобно. И справку с собой нужно носить, и билетики теперь еще. Мы учимся в первую смену, вставать надо рано, а теперь еще новая забота с утра - билетики не забыть. Без них, наверное, никак не проедешь.

Комментарий "Челябинского рабочего"

Вопросов и сложностей (как и "перегибов на местах") в связи с предстоящим экспериментом на транспорте обещает возникнуть немало. Как и с любым другим экспериментом, созревавшим в недрах "Челябгортранса" в последние годы. От объединения в одно предприятие электротранспорта и автобусных ЧПАТО, обещавшего сплотить все транспортные силы в один кулак и сделать его экономичным и процветающим. Или от изменений в маршрутной сети и введения коммерческих рейсов, которые, как обещалось, разгрузят общественный транспорт и избавят Челябинск от "часов пик", сократив их до минут. Создается впечатление, что, исчерпав внутренние резервы, транспортники все силы бросили на войну с "внешним врагом" - льготным пассажиром, которого обвиняют во всех финансовых невзгодах. Не так давно "Челябгортранс" подал в арбитражный суд на департамент соцзащиты области, высказав недовольство размерами компенсации за бесплатный проезд инвалидов. И предложил выдать им столько разовых проездных билетов, сколько для них оплачено поездок. Сегодня эта схема пробуется на школьниках. Пока льгота предоставляется без ограничений. Но кто знает, по карману ли она бюджету? И не придется ли ее отменять, если не по карману? Так ведь не только детей - и стариков без льгот оставить можно:

Логика у транспортников "железная". Льготный проезд маленьким челябинцам в свое время давали одновременно с повышением стоимости проезда для взрослых - подсластили пилюлю. Однако воды с тех пор утекло немало. Немало мимо сумок кондукторов утекло и денег. Пора вновь поднимать денежный вопрос. А как? Напомнить о льготах и их компенсации из бюджета. Либо оплачивайте ваши льготы в полном объеме - из бюджета, либо повышайте стоимость проезда и платите за них - из кармана горожан. Что выберет чиновник, как вы думаете?