30-10-02


И памятник, и память

"Горький вкус снежного вина. Трагедия в стихах, воспоминаниях и документах", Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2002

"Снежновинцы" - так в 1945 году называли себя восемь молодых челябинских членов тайного литературного общества и авторов рукописного альманаха. "Снежное вино" - этот заголовок одного из стихотворений Александра Блока дал название их обществу и журналу. Кружок организовали три студента Челябинского педагогического института, мечтавших объединить творческую молодежь с похожими взглядами на жизнь. В соответствии с традицией подобных литературных обществ в России, берущих свое начало еще с хрестоматийного "Арзамаса", челябинцы разработали свою программу, девиз, герб, псевдонимы. Но успели выпустить только два номера альманаха "Снежное вино". Через год писатели были наказаны за столь дерзкую по тем временам затею. Их обвинили в пропаганде антипартийной идеологии и присудили от трех до десяти лет тюрьмы с последующим лишением гражданских прав.

С тех пор эту тему в Челябинской области обходили стороной. Об этом обществе и дальнейшей судьбе его членов знали лишь единицы. Но несколько лет назад раскрыть все подробности той трагедии взялись Центр историко-культурного наследия и Южно-Уральское книжное издательство. На основе воспоминаний, литературных произведений, в том числе и ксерокопий двух вышедших номеров альманаха, документов ФСБ Челябинской области по делу "снежновинцев" была создана книга "Горький вкус вина. Трагедия в стихах, воспоминаниях и документах", охватывающая период 1945-2000 годов. На этой неделе в областной научной универсальной библиотеке прошла ее презентация.

Все восемь "кружковцев" дожили до юридической свободы. Но Геннадий Сорокин лишился рассудка, утонул (утопился) Освальд Ружевский, пропал без вести Ярослав Малахов. Только руководитель общества Освальд Плебейский, писатели Борис Брук и Владимир Левицкий остались преданны литературе.

Первым значимым шагом в реабилитации "снежновинцев" можно считать событие 1996 года в органном зале. Тогда состоялся концерт из песен, написанных на слова репрессированных поэтов. На нем еще смогли присутствовать некоторые "снежновинцы". Но до издания книги "Горький вкус снежного вина" никто из них уже не дожил.

Книга получилась не просто четырехсотстраничным документом этой полувековой истории, бессвязным набором протоколов, архивных фотографий, ранее не издававшихся литературных произведений. Составитель сборника Владимир Черноземцев едва ли не изобрел новый литературный жанр. Он составил "трагедию в стихах, воспоминаниях и документах" в соответствии с канонами драматического произведения. Здесь есть четыре действия, пролог, эпилог, список действующих лиц. Но "античный формат" этой книги - не просто в угоду более "удобному" читательскому восприятию. Такой подход дал возможность сделать серьезное историко-литературное обобщение.

"Эта книга - и памятник, и память", - так сказала на презентации сборника вдова Бориса Брука Людмила Ивановна.

Инга МЕЛЬНИКОВА