30-10-02


Место встречи - "Националь"

Челябинский следователь Алексей Матвиенко побеседовал с великим скульптором Эрнстом Неизвестным

21 ноября 2001 года в "Челябинском рабочем" на полосе "Большой мир" была опубликована статья "Эрнст Неизвестный - жертва уральского патриотизма", в которой рассказывалось о судьбе работ знаменитого скульптора, оказавшихся в руках челябинского предпринимателя А. Шадрина. По замыслу Неизвестного, эти работы общей стоимостью 101 тысяча долларов адресовались в первую очередь уральским музеям. Посредником в этой акции должен был стать Александр Шадрин, с которым Эрнст Неизвестный заключил соответствующий договор. Но музеи работ не получили, а Шадрин прекратил отношения с Неизвестным, выплатив ему лишь часть стоимости коллекции. Мастера с мировым именем "кинули", и обиднее всего то, что произошло это не где-нибудь, а на родном для него Урале:

Было возобновлено следствие, которое возглавил старейший следователь Челябинска Николай Переверза. Работа была проделана огромная, опрошены сотни свидетелей в разных концах страны, отправлены запросы в десятки музеев. Но оставались белые пятна, разъяснить которые мог только сам Неизвестный, проживающий в США, и оригиналы документов, находящихся в его распоряжении. И вот известие о том, что Неизвестный с супругой прибывает в Москву. На встречу с ним выехал следователь Челябинского ГУВД А.Н. Матвиенко. Несколько дней назад Алексей Николаевич вернулся из столицы. Вот его рассказ:

- Наша встреча с Эрнстом Неизвестным и его супругой Анной Грэм-Неизвестной проходила во внутреннем дворике гостиницы "Националь". Эрнст Иосифович, несмотря на свои 77 лет, совершенно не похож на старика. Это человек с жизненным опытом, прекрасный собеседник, у него ясный ум и цепкая память художника. Неизвестный сообщил, что изначально строил свои отношения с Шадриным на доверии, а договор был лишь поводом для того, чтобы Шадрин мог представлять интересы Неизвестного в России, показывать работы покупателям в лице тех же музеев. Уровень этого договора просто не предполагает жульничества - Неизвестный передал Шадрину работы по цене вдвое ниже той, какая указана в нью-йоркских каталогах. К тому же Неизвестнывй давно живет в США, где совершенно другие условия ведения бизнеса, и привык доверять своим агентам. И агентам нет нужды обманывать Неизвестного - прежде всего потому, что это им невыгодно. Неизвестный - это имя, на котором можно заработать деньги. К сожалению, в Челябинске все произошло с точностью до наоборот.

- Представил ли Неизвестный необходимые документы, и получит ли в связи с этим следствие новый импульс?

- Неизвестный привез все документы, которые у него были, но самое главное - оригинал договора, существование которого оспаривал Шадрин, и это принципиально. Кроме того, Эрнст Иосифович внес ясность в вопрос о сертификатах. В свое время Шадрин заявлял, что отсутствие части сертификатов на работы является основным препятствием для исполнения им условий договора. Позиция Неизвестного: нет никаких документов, обязывающих художника выдавать сертификаты на свою продукцию. Для того, чтобы установить авторство, достаточно искусствоведческой экспертизы. Тем более, когда речь идет о таком плодовитом мастере, как Неизвестный, творческая манера которого многократно описана, узнаваема по качеству отливки. Такого же мнения придерживаются и музеи.

Тем не менее Неизвестный готов предоставить Шадрину требуемые им сертификаты на любые работы, за которые заплачены деньги. В свою очередь Шадрин должен вернуть следствию оставшиеся у него неоплаченные работы. После этого Неизвестный укажет, как этими работами распорядиться. Он повторил свою прежнюю мысль о том, чтобы эти работы остались в России, на Урале. Впрочем, говорить обо всем этом пока рано.

- Что нужно, чтобы все именно так и получилось?

- Полагаю, добрая воля Шадрина. До сих пор его позиция не была конструктивной. На повестки он не реагировал, на телефонные звонки сын отвечал, что папы нет дома. Хотя папа был дома, мы его там обнаружили, когда пришли проводить обыск.

- Мне кажется, в действиях Шадрина мало логики:

- Я тоже полагал, что если человек имеет возможность брать по минимальной цене продаваемые работы, то он будет вести себя порядочно - хотя бы потому, что на этих работах можно гораздо больше заработать. Тем более, что сотрудничество между Неизвестным и Шадриным планировалось как долговременное. В частности, предполагалось, что во время следующего приезда Шадрина в Нью-Йорк будет заключен второй договор. Но Шадрин неожиданно исчезает, и его не могут найти, потом возникает странная переписка, в которой посредник учит скульптора, как правильно делать отливки, обращается на "ты":

- И все-таки должна же быть во всем этом какая-то цель, выгода:

- Об этом можно много говорить. В процессе следствия выяснилось, что Шадрин в разных городах страны выставлял коллекцию, но за символическую плату. Поэтому резонно предположить, что главной его целью было привлечь внимание к работам состоятельных коллекционеров. Потом Неизвестный - немолодой человек. Можно сохранить коллекцию его работ до поры до времени, а потом она будет стоить во много раз дороже.

- Где сейчас эти работы?

- Пока можно сказать только, что они в распоряжении Шадрина. Известно, что он их страховал, закладывал в банке, чтобы получить кредиты.

- Как относится Неизвестный к работе органов следствия, правоохранительных структур? В одном из своих ранних интервью он смешно рассказывал о вполне дружеском общении с представителями МВД и КПСС, которые, как правило, происходили в его мастерской за рюмкой водки:

- Неизвестный - человек с чувством юмора, а на самом деле в тотальном наблюдении за ним, которое осуществлялось до его отъезда в США, не было ничего смешного. Хотя, с другой стороны, если сравнивать жизненный путь Неизвестного и Синявского, то Эрнст действительно баловень судьбы. И он это хорошо понимает.

Что же касается его отношения к работе правоохранительных органов Челябинска, то, думаю, он не обратился бы к нам за помощью, если бы не доверял. Во время встречи в "Национале" он еще раз сказал о своем полном доверии. Дело в том, что сумма, на которую Шадрин "наказал" Неизвестного, не делает погоды в общем объеме его продаж. Но Неизвестного как творческого человека ранит то, что он обманулся в своих ностальгических чувствах, и сейчас ему важно, чтобы справедливость восторжествовала. По мере того, как продвигается следствие, меняется представление художника о Челябинске. К примеру, он признался, что раньше Челябинск представлялся ему городом, где живут такие люди, как Шадрин. Как бы ни завершилось расследование, я надеюсь, что нам удастся восстановить репутацию Челябинска как города с нормальной правовой культурой.

- Не заходило ли у вас речи о книге Леонга "Кентавр"?

- Книга получила хорошую прессу, сам Неизвестный оценивает ее как одно из лучших и наиболее полных изданий о себе. По его словам, автор, американец китайского происхождения, 11 лет ездил за ним по всему миру, вплоть до того, что посетил всех его знакомых женщин в Москве (при этих словах Эрнст Иосифович опасливо покосился на жену) и в итоге создал произведение, в котором максимально объективно отразил жизненный и творческий путь художника. Будем надеяться, что книга будет переведена на русский, тогда с ним смогут ознакомиться и южноуральские читатели. До сих пор в областной универсальной библиотеке нет ни одного издания о великом скульпторе.

Лидия ПАНФИЛОВА