30-10-03
Алексей ПОТАПОВ
Челябинск
С 1 ноября на территории области начнет работать единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), похожая на американскую "911". Об этом сообщил на вчерашней пресс-конференции начальник главного управления по делам ГО ЧС Челябинской области генерал-майор Олег Климов.
ЕДДС уже действует несколько месяцев в Свердловской, Тюменской и Курганской областях, а также в Башкирии. Опыт других регионов позволил челябинцам сократить издержки и эффективнее организовать работу.
Штат сотрудников ГО ЧС, находящихся на круглосуточном дежурстве, увеличен вдвое. Принимать сообщения от граждан будут девять человек. Для бесперебойного приема телефонных звонков на главном пульте подключены четыре дополнительные линии, которые могут выдержать нагрузку до четырех тысяч звонков в сутки. По отдельным каналам радиосвязи можно связаться с любым районом области.
В крупных городах Южного Урала готовятся к приему звонков так называемые узловые центры. Они обеспечены аварийно-спасательной техникой и специалистами. В случае возникновения чрезвычайной ситуации не нужно будет отправлять помощь из областного центра - все проблемы будут решаться на местах. Конечно, если это не ЧП глобального масштаба:
Кстати, у единой диспетчерской службы будет больше возможностей для обнаружения "телефонных террористов" и прочих шутников. Определить номер, с которого звонят диспетчеру, при помощи новейшей аппаратуры не проблема.
Одно из главных достоинств ЕДДС - возможность получения помощи не только в черте населенного пункта, но и за его пределами. Если, к примеру, произошло ДТП на федеральной трассе, помощь можно вызвать по телефону "01". Специально обученный диспетчер в центре управления кризисными ситуациями проанализирует обстановку и вышлет к месту аварии необходимую помощь.
По словам Олега Климова, для устранения последствий ДТП скоро не нужно будет высылать сразу несколько машин из разных служб. На место аварии приедет один автомобиль. Правда, специальный, в котором размещены сразу несколько комплектов - для тушения огня, оказания первой медицинской помощи. А если потребуется, бригада воспользуется набором специальных инструментов и вытащит пострадавшего из искореженной машины.
Такие чудо-автомобили выпускают в Миассе на базе полноприводного микроавтобуса "Газель". Правда, стоимость одной машины из-за дороговизны оборудования составляет почти полтора миллиона рублей. До конца нынешнего года в распоряжение ЕДДС поступит пока четыре таких автомобиля.
Всего же на подготовку и подключение единой диспетчерской службы управлению ГО ЧС пришлось затратить три миллиона. Не считая тех средств, которые выделены на эти цели районными администрациями.
В ближайшие годы, как сообщил на пресс-конференции генерал-майор Климов, система ЕДДС будет развиваться. Кроме телефонных звонков сообщения можно будет принимать в виде электронной почты. А возможно, уже скоро специалисты из Челябинского центра будут консультировать спасателей прямо на месте аварии, пожара или другой чрезвычайной ситуации. Через цифровую видеокамеру, в режиме реального времени. n
Мобильный "01"
Воспользоваться системой ЕДДС можно будет и по сотовому телефону. Министерство связи издало приказ, согласно которому все операторы мобильной связи должны перепрограммировать свои каналы на единый номер "01". Нарушителей этого приказа ожидают весьма суровые санкции.
В любом случае владельцам сотовых телефонов рекомендуется обратиться к своей компании-оператору за разъяснением. Дело в том, что "01" воспринимает не каждая модель "мобильника". Так что, уважаемые читатели, если в случае ЧП не хотите терять драгоценное время - не поленитесь уточнить все заранее.
По единому номеру "01" можно будет вызвать практически любую службу - пожарных, милиционеров, врачей и даже: сантехников. В последнем случае вашу проблему, конечно, выслушают и переадресуют "куда надо". Но ради засорившегося унитаза или протекающего кухонного крана лучше не занимать линию. А вдруг в это время кому-то потребуется действительно серьезная помощь:
Анекдот в тему
Звонок диспетчеру. Взволнованный голос, страшно заикаясь, пытается сообщить:
- Здесь до...дохлая ло...лошадь лежит:
- Где, на какой улице?
- Го...Го...Го...
- ...Горького?
- Нет!
- ...Гоголя?
- Нет! Го...Го...Го...
Рассерженный диспетчер кладет трубку. Через десять минут снова звонок.
- Здесь до:дохлая ло:лошадь лежит:
- Где, на какой улице?
- Го...Го...Го...
- ...Горького?
- Да! Я ее туда перетащил...