30-10-03
Анастасия Берсенева
Челябинск
Стритрейсеры. Уличные гонщики. Челябинск их открыл недавно. Городу они сначала не понравились. Но теперь они изменились - в лучшую сторону.
Модное слово
Мне повезло: сразу попала в правильную компанию - "StreetRacing74". Для них гонки - это спорт, отдых, страсть. Состав клуба - молодые люди от 20 до 28 лет, уже состоявшиеся в жизни, имеющие семьи. Они любят машины и экстрим, но не принимают "безбашенной" езды по улицам города. Они знают, что челябинский стритрейсинг - явление, от которого уже нельзя откреститься. Слишком много водителей заражено страстью к быстрой езде. И поэтому сами пытаются найти выход из запутанной ситуации.
Клуб "Стритрейсинг74" появился весной этого года. Практически все раньше бывали на нелегальных гонках, которые устраивала молодежь. Но не поддержали эту форму выплеска юношеских амбиций.
- Первые уличные гонки должны были состояться в мае 2002 года, - вспоминает создатель нового интернет-сайта клуба Александр. - Мне позвонил друг: приезжай сегодня в 23.00 на Комарова, не пожалеешь. Приехал. Вдоль дороги - много машин. Даже прибыла пара патрульных автомобилей с мигалками и перекрыла дорогу. Да уж, думаю, и улицу перегородили, чтобы случайные машины на трассу не выехали. Внезапно все сорвались с места и понеслись на проспект Ленина. Это было дикое зрелище. Я попробовал тоже выехать на Ленина, но попытка была обречена на провал. Вся масса машин ехала в сторону Курчатова, практически "забив" на светофоры. У памятника уже стояла милиция. Водители, сообразив, что сегодня гонять не дадут, разъехались.
Эти безумные сборы у Курчатова продолжались еще целый год. А весной этого года появилась необходимость разделения. Слишком разными по своим интересам были челябинские стритрейсеры.
Первой выделилась "Любительская лига автоспорта", или просто "Лига". Но, зарегистрировавшись при РОСТО, помогая организовывать кольцевые гонки, они все равно признают себя неофициальщиками. Собираясь по субботам у Курчатова, устраивают свои гонки. Потом появился клуб "StreetRacing74", который объединил всех, кто был против нарушения правил дорожного движения (ПДД). Оставшиеся разделились на две компании. Первые - "Дорожные панки". Это самая отвязная молодежь. Они готовы за приз в 10 долларов позлить сотрудников ГИБДД. Вторые - обычные молодые люди, которые, гоняя на заднеприводных машинах, называют себя "Классикой". Однако среди гонщиков за ними закрепилось название "Колхозрейсеры".
Правильные рейсеры
Ранним октябрьским утром площадка возле магазина "Теорема" встречала подъезжающих гонщиков. "Тойоты", "БМВ", "Ауди", "десятки", "девятки". У них сегодня городской квест - игра, в которой "придется много ездить и что-то долго искать".
- Перед нами никогда не стояла задача насолить правоохранительным органам. Поэтому все свои заезды пытаемся сделать так, чтобы уменьшить дискомфорт для окружающих, - на скорую руку объяснили журналисту организаторы: скоро объявится старт, а еще надо успеть всех записать, раздать самоклеющиеся номера и прочитать нотацию о ПДД. - А вот и машина, в которую мы тебя посадим! Там чемпионы прошлого квеста.
На стоянку выруливала серая "Волга", обклеенная в стиле "пятнистый камуфляж" - темой игры была охота.
- Это Сергей (Сильвер) и Палыч, - представили мне прибывших - оба не старше 26 лет. - Лезь к ним, потом разберешься, что такое стритрейсинг.
"Волга" рванула с места, и Сильвер тут же схватился за телефон, звонить другу - необходимо было найти больницу на ЧМЗ. Там нас ждали машина организаторов и следующее задание. Металлургический район гонщиками пока не изучен, поэтому нужную больницу искали долго. Новое задание - отыскать магазин "Веселый" на улице Вострецова. Теперь выручила справочная компании сотовой связи. Девушка подробно рассказала, как проехать. Но стоимость такой подсказки - доллар в минуту. На следующем этапе мы шокировали стоящих у оружейных магазинов людей, спрашивая, есть ли шоколадный порох, пока не услышали в ответ: остался только ванильный. И получили игрушечное оружие: надо же с чем-то идти на охоту. А потом пришлось разгадывать ребус и мчаться на Изумрудный карьер, стрелять пластмассовыми пульками по банкам. В итоге мы приехали на финиш, опередив самих организаторов.
Как ни странно, но правила дорожного движения для водителя и штурмана "Волги" были святыми. Нарушать их, даже если нашу машину никто из соперников по квесту не видел, гонщики не стремились. И все равно приехали первыми. Мораль: в игре победа зависит не от мощности машины, а от стратегии. Думать надо быстрей, а не ездить.
Еще одно мероприятие, которое устраивает клуб, - стандартные заезды на четверть мили - 402 метра. И здесь рейсеры подошли к делу, соблюдая максимальную безопасность. Ночь, трасса за городом, все машины обозначены миганием поворотных огней. Судьи, переговариваясь по рации, проверяют, нет ли на дороге посторонних машин. И сами соревнования демократичны: не на скорость, а на стабильность - наименьшую разницу результатов двух заездов.
Страсть к гонкам
Уже потом, после состязаний, я пристала к Сильверу:
- Расскажи, чем же отличаются рейсеры из вашего клуба от остальных? Откуда вообще такая страсть к гонкам?
- Лично для себя я примеряю фразу писателя Теуна Мареза: "Воин живет вызовом". Мужчина от природы - воин, ему без вызова скучно, отсюда - страсть к быстрой езде, проверке своих возможностей. Мне нравятся, к примеру, горные лыжи и парашют. Но для этого я специально выкраиваю время, а машина каждый день со мной.
- Что ты чувствуешь, когда несешься на огромной скорости?
- Сложно объяснить. Надо понять, что означает - чувствовать машину. Ты с ней практически сливаешься в один организм. Чувствуешь кончиками пальцев все неровности асфальта, так же, как проводил бы рукой по шероховатой стене. Ты слышишь работу двигателя чем-то внутри себя, даже если музыка орет на полную громкость. Ты чувствуешь грань, на которой произойдет срыв колес и машина пойдет в занос при повороте. Чуть больше скорость - и машина теряет сцепление с асфальтом, но ты чувствуешь и можешь вплотную к этому приблизиться.
- Можно дать собирательный образ гонщика из вашего клуба?
- Он будет отличаться от других стритрейсеров. Средний возраст - 24 года. Человек, уже состоявшийся в профессиональном плане, сформировавшийся как личность. Высшее образование есть у всех, у кого нет, те его получают. Вообще меня поначалу даже удивляло, что все довольно развитые в интеллектуальном плане и порядочные.
- Ты себя ощущаешь стритрейсером?
- Нет, наверное. Я почему-то не хочу, чтобы обо мне судили по этому слову. Репутация у этого словечка подпорчена. Если, к примеру, моему партнеру по бизнесу скажут, что я стритрейсер, не думаю, что это произведет на него хорошее впечатление. Потому что я бы подумал, что это какой-то "безбашенный" подонок с кучей понтов. Правда, некоторые уже знают, но не от меня.
- А родители знают?
- У меня родители живут в Тольятти, до них 1000 километров. Они в курсе, что езжу на какие-то гонки, но ничего конкретного не знают. Но они к этому спокойно относятся. Меня отец в 12 лет посадил за руль. В 16 лет я ездил на машине один без прав с их согласия, забирал родителей по вечерам с работы. Мой двоюродный брат, который тоже живет в Тольятти, - чемпион России по кольцевым автогонкам, так что их этим не удивишь.
Философские разговоры
Здесь хочется повториться. Стритрейсинг прочно вошел в жизнь Челябинска. Каждый владелец машины рано или поздно захочет почувствовать возможности своей "ласточки". "Дорожные панки" и "Лига" играют на этой неослабевающей заинтересованности автолюбителей. Поэтому в любом случае к памятнику Курчатову по вечерам будет подтягиваться молодежь на отцовских машинах. Организаторы клуба "Стритрейсинг74" заботятся о другом. Они старше и понимают, что это только молодежные амбиции. И пытаются как-то "разрулить" ситуацию.
- Мне иногда кажется, что я какой-то миротворец, - улыбается один из организаторов клуба Михаил. - Все пытаюсь что-нибудь придумать, чтобы примирить всех челябинских рейсеров. Сейчас мы хотим сделать общие гонки на приз.
- Что, по-твоему, необходимо, чтобы к гонкам изменилось отношение?
- Сейчас есть нехватка официальных заездов. В первую очередь - из-за отсутствия трассы. Желание участвовать есть у многих, а места, где это делать, чтобы не мешать горожанам, нет. Если появится трасса, то все может кардинально измениться, будет поспокойней.
- Вы хотите как-то объединить всех, но ведь "Лига" и "Дорожные панки" слишком отличаются от вас в своем неприятии правил.
- Да, для нас неприемлемо то, что они делают. Как можем, от них открещиваемся. Мы не хотим нарушать правила. В общем-то и они тоже. Есть среди гонщиков и непримиримые, которым близок дух нарушения. Надо не ставить крест на всех гонщиках, а стараться общими усилиями образумить их. Ведь мы знаем, кто они.
Однако даже самые прекрасные идеи не приносят результатов, если их реализуют в одиночку. В клубе "Стритрейсинг74" слишком мало людей (основной костяк - человек десять), чтобы бороться с нарушителями ПДД. Да и не следует им брать на себя функции сотрудников правоохранительных органов. Остаются только уговоры и увещевания. Но прислушается ли молодежь к советам старших?
Комментарий ГИБДД
О стритрейсерах корреспондент "Челябинского рабочего" поговорил с начальником областной ГИБДД Сергеем Кучеренко (далее в тексте - С.К.) и заместителем начальника ГИБДД Челябинска Валерием Темниковым (далее в тексте - В.Т.)
- Вы видите различия между организациями стритрейсеров?
С.К.: Для нас, конечно, все эти организации одинаковы.
- Проводились ли совместные акции стритрейсеров и ГИБДД?
В.Т.: Этим летом в администрации города состоялась встреча с участием представителей стритрейсеров, спорткомитета, комитета по делам молодежи и других заинтересованных ведомств. Одним из ее итогов стало проведение соревнований в ЧВВАКУШе. Однако из-за плохой погоды и недисциплинированности некоторых участников мероприятие сорвалось. Были попытки провести гонки на закрытых участках загородных трасс, однако тоже безуспешно. Дороги не приспособлены, да и многочисленные зрители могли подвергнуться опасности. Сейчас выделен специальный участок в районе Северного меридиана, где будет возведен автодром.
- Стритрейсер - это злостный нарушитель или человек, увлекающийся спортом?
В.Т.: Смотря как на это взглянуть. Если человек увлекается спортом, это здорово, но если это увлечение идет вразрез с ПДД и подвергает опасности здоровье и жизнь людей, то это недопустимо.
С.К.: Мы вовсе не против стритрейсинговых организаций. Мы за то, чтобы в области появился специальный автодром для них, и готовы поддержать это начинание. Но если стритрейсеры собираются соревноваться на улицах города, будем принимать меры, вплоть до привлечения сотрудников ОМОНа, потому что это очень опасно как для пешеходов, так и для остальных участников дорожного движения.
- Отслеживает ли ГИБДД контакты стритрейсеров между собой?
В.Т.: Их отслеживать особенно и не надо. Информация носит открытый характер. Стритрейсеры иногда сами звонят нам и приглашают посмотреть на гонки или присылают открытки с приглашением поучаствовать.
- Много ли аварий происходит по вине стритрейсеров и как сотрудники ГИБДД отличают их авто от обычных?
В.Т.: Их машины дооборудованы, на них имеются полосы, особые диски и брызговики. Стритрейсеры выделяются и по манере вождения, и по тому, как содежат свою машину. Столкновения по их вине, конечно, происходят...
С.К.: :что говорит о том, что их мастерство не самое высокое.
- Как вы относитесь к тому, что СМИ уделяют пристальное внимание освещению стритрейсинга?
С.К.: Хочется, чтобы СМИ эту тему освещали здраво, а не на уровне "вот здорово погоняли, сумели благополучно сбежать от ГАИ". Гонки - это здорово, но давайте позаботимся и о тех, под чьими окнами шумят машины, и о тех, кто переходит дорогу: СМИ должны думать о миллионах людей, а не только о ста гонщиках.
Михаил Штаюра