30-11-00


Милосердные убийцы

Должен ли человек в белом халате помогать безнадежно больному человеку покинуть этот свет?

Эвтаназия с греческого переводится как благосмертие или благое умерщвление. Термин придуман английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения легкой и безболезненной смерти. Сейчас это понятие подразумевает прекращение жизни безнадежно больного, испытывающего постоянные страдания, по его собственному желанию.

Голландия показывает пример

28 ноября парламент Нидерландов утвердил закон, легализующий эвтаназию. За его принятие проголосовало 104 депутата, против - 40.

В новом акте сказано, что для применения эвтаназии необходимо неоднократно высказанное желание самого пациента (можно еще здоровым написать "завещание", в котором попросить об эвтаназии и оговорить условия ее применения в случае, например, комы). Затем должны быть проведены повторное медицинское заключение и консультация независимого врача, поставлена в известность полиция.

В самой Голландии эвтаназия нелегально практикуется уже не один десяток лет. Начиная с 1970 года в стране издаются указы правительства и королевского двора, разрешающие в отдельных случаях "убийство из милосердия". В прошлом году было зафиксировано более четырех тысяч случаев ассистированного самоубийства.

В большинстве случаев эвтаназии пациент страдает смертельной формой рака в сочетании еще с каким-нибудь тяжелым заболеванием.

Однако законопроект предлагает помочь в самоубийстве любому смертельно больному человеку, который испытывает сильные мучения и неоднократно просил о смерти. В число этих людей попадают даже дети от 12 до 16 лет, но в таком случае требуется согласие родителей.

Голландия стала не первой страной в мире, где легализовали эвтаназию. Ранее подобный закон был принят в одном из штатов Австралии, где просуществовал с 1994 по 1995 год. В США закон, разрешающий врачам помогать пациентам уходить из жизни, принят в штате Орегон в 1994 году и вступил в силу в 1997 году.

Онколог против

По данным заместителя главного врача областного онкологического диспансера Владимира Шевченко, ежегодно на Южном Урале умирает от злокачественных образований около восьми тысяч человек. Более 55 тысяч южноуральцев состоят на диспансерном учете в онкологии. Ежегодно в области по сравнению с предыдущим годом регистрируется на 150-200 случаев заболевания раком больше.

Однако Владимир Шевченко считает, что это не повод для разрешения эвтаназии. "Для неизлечимо больных онкологическими заболеваниями существует альтернатива - система хосписов. Уменьшить страдания больного можно с помощью сильных обезболивающих, блокады нервных окончаний. Для врача должно быть девизом: бороться за жизнь больного до последней секунды его жизни. А в эвтаназии есть что-то фашистское. Это вовсе не гуманизм, как многие думают. Лично я не согласился бы провести эвтаназию, даже если бы меня попросил об этом родной человек.

Как относится к такому решению Православная церковь?

Отец Борис (Кривоногов), настоятель Свято-Симеоновского собора, секретарь Челябинской епархии:

- Отношение очень и очень отрицательное. Значит, морально люди уже до того разложились, что готовы к добровольному убийству. Потому что эвтаназия - не что иное как самоубийство, смертный грех, который не будет прощаться ни в этом веке, ни в будущем. Это чудовищно, аморально. Русская Православная церковь предает таких людей анафеме, проклятию. Так что эвтаназия - это прямой путь в ад.

Вы бы согласились на эвтаназию?

Сергей Юшенков, студент:

- Конечно, хорошо, если перед человеком никогда не встанет проблема выбора между эвтаназией и долгой мучительной смертью. Но уж если не повезло, то эвтаназия - это выход. Я бы принял это решение. Но только сам, а не родственники.

Елена Эдуардовна Гурвенкова, пенсионерка:

- Эвтаназия - это благо для смертельно больного. У меня на руках умирала от рака мама. Прошло 30 лет, я до сих пор помню, как она кричала:

Игорь, менеджер по продажам:

- Моя жизнь - мое дело, так же, как моя смерть. У меня плохая наследственность: отец и мать умерли от рака. Но я уже принял свои меры: если заболею, то буду бороться до конца. А когда этот конец все же начнет наступать - мой лучший друг вколет мне ударную дозу героина. Я пообещал ему в случае чего сделать то же самое.

Согласно опросу, проведенному радиостанцией "Эхо Москвы", за разрешение эвтаназии в России проголосовало 67 процентов (113 голосов) пользователей Интернета и 52 процента (946 голосов) ответивших в эфире.

Термина "эвтаназия" в российском праве просто не существует. Действия врача, который помог пациенту добровольно уйти из жизни, будут однозначно квалифицированы как умышленное убийство. Хотя никто и никогда это не докажет. Технически эвтаназия проста. Передозировка лекарства, даже не обязательно наркосодержащего. Человек засыпает и тихо уходит в иной мир. Но:

Готовя материал, мы разговаривали с медиками самых разных специализаций. Практически все, пусть даже и признавая эвтаназию в теории, решительно отказывали в ней своим пациентам. Даже врач, неоднократно бывавший в "горячих" точках и уверенный, что сможет прекратить страдания смертельно раненного товарища, признался, что в "мирной жизни" такое вряд ли сделает... Случаев эвтаназии в Челябинской губернии сначала никто не припомнил. Но потом, с условием не называть фамилий, врачи поведали, что лет десять назад один из медиков лег на операцию. И он, и его жена были прекрасными клиницистами, так что о диагнозе знали все и задолго. Оперировал лучший друг, жена присутствовала в операционной. Когда вскрыли брюшную полость, стало понятно, что подтвердились самые страшные предположения. И тогда супруга твердым голосом скомандовала: "Еще наркоз". Так они решили вместе. Ослушаться ее не посмели:

О гонораре за эвтаназию доктора разговор вообще не вели. "Тогда она сразу превращается в убийство", - сказал один из врачей.

Материал подготовили Александра ФИЛИЧКИНА, Екатерина МИНЕЕВА, Сергей БЛИНОВСКИХ, Нина ЧИСТОСЕРДОВА. Использована информация сайтов в Интернете ntv.ru и vesti.ru