30-11-00


Сибирь путает карты синоптиков

Американцы так огорчились, что собрались помочь нашим метеорологам материально

Елена Костюк

ИА "Московские новости"

Ничто мы так рьяно не ругаем и ничем не интересуемся с таким постоянством, как прогнозом погоды. Не очень доверяя Госгидромету, припоминаем народные приметы. И все равно не сходится, погода - дама капризная и взбалмошная.

Есть такая народная примета: обилие красной рябины - к холодной зиме. В этом году деревья ломились под гроздьями.

- Лютая будет зима? - обращаюсь к заместителю директора по научной работе Гидрометеорологического научно-исследовательского центра России Роману Вильфанду.

- В лаборатории испытаний методов прогнозов погоды мы проверили все народные приметы славян. Исследование архива погоды за 120 лет показало, что по ним не существует сколько-нибудь надежных прогнозов.

Впрочем, Вильфанд оставляет приметам миллионную долю вероятности: в языческие времена, когда родилось большинство примет, были совсем другими и экологическая среда, и климат. Метеорология - наука точная, все, что в атмосфере происходит и будет происходить, она объясняет математическими формулами. На первые сутки прогнозы точны на 92 процента, на вторые - на 89. Строить прогнозы можно всего на шесть дней. За пределами семи суток эти уравнения не работают, у человечества не хватает знаний, чтобы описать столь протяженную во времени трансформацию частиц воздуха. Того, кто найдет способ давать долгосрочный прогноз погоды, наверняка ждет Нобелевская премия.

Чтобы дать прогноз на четвертые - седьмые сутки, необходима информация со всего мира. Поэтому обмен метеоинформацией существовал независимо от политической обстановки. Особенно остро метеорологическое сообщество прочувствовало это неразрывное единство после распада СССР. Американцы были неприятно удивлены: несмотря на лучшие в мире наблюдательную сеть и оборудование, качество прогноза погоды на пятый день у них существенно ухудшилось.

Всю картину им испортили наши метеорологи, выполняя план зондирования всего на 30 - 50 процентов. Особенно плохо дела обстоят в Сибири. Для прогнозирования погоды важно знать направление перемещения воздушных частиц на высотах 5-15 километров. Эти аэрологические наблюдения в толще атмосферы очень дороги. Стоимость запуска одного зонда - примерно 100 долларов. В сутки с одной станции надо запускать хотя бы два зонда. Суммы в итоге получаются огромные. Наше государство сейчас не может позволить себе тратить такие деньги. Поэтому американские метеорологи уже несколько лет ведут переговоры о финансовой помощи, но денег пока не дают.

- А зря. В России еще в 1987 году наблюдательная сеть была самой большой в мире - 7332 пункта. К 2000 году сеть сократилась на 45 процентов, - рассказал руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Бедрицкий. - Многие станции ликвидированы только потому, что опустели поселки, в которых они базировались. Поддерживать станцию в безлюдной местности гораздо накладнее, абсолютно все приходится завозить самим. Станции отключают от электричества за долги, на отдаленные острова месяцами не приходят корабли с продовольствием. И вместо наблюдений за погодой метеорологи борются за выживание. С невероятными мытарствами удалось-таки в этом году вытолкнуть, именно вытолкнуть, в рейс судно "Михаил Сомов", чтобы станции Крайнего Севера не стали могильниками. А на оборудование денег нет, ничего нового не закупается с 1995 года. Наши потребности сейчас - не меньше 100 миллионов рублей ежегодно, а дали нам на все про все один миллион.

Этот кошмар недофинансирования, знакомый всем бюджетникам, начался в 1994 году. Шагреневая кожа бюджетных подачек сократилась до 37 процентов. Впервые положительных сдвигов удалось добиться в этом году, обещали прибавить денег. Дай Бог, а то ведь пустая сума привела к росту числа непредсказанных стихийных явлений погоды - с 5 процентов в 1995 году до 17 в 1999-м. А непредсказанные явления - это человеческие жертвы, огромный ущерб экономике.

Я все-таки спросила, когда синоптики придут к абсолютно точному прогнозу.

"Стопроцентных прогнозов не будет никогда", - уверил Вильфанд.

Исходная информация у всех метеорологов одинаковая, поэтому качество прогноза зависит от того, как считать. Самой лучшей признана методика Европейского центра краткосрочных прогнозов, созданного на кооперативных началах членами ЕС. Далее следуют Америка, Великобритания, Франция. Мы на 7-8-м месте. n