30-11-00


Полвека Петровича

"Политическое самоубийство! Уткин - первый вице-губернатор - выставил свою кандидатуру на выборах главы области!" - комментировали ситуацию приближенные Сумина. Одни растерянно, другие с нескрываемой радостью. Предвыборный штаб срочно застрочил в газету "Возрождение Урала": "Предатель! Вероотступник! Ату его, ату!" Партийная пресса отвела Уткину одну-единственную "правильную" роль - жертвы истории, истории аппаратных игр. Не угадали. Человеку после 50 репутация должна становиться важнее бредней паркетных журналистов. 50 лет жизни - за это стоит держаться. Не так ли?

:Первый день 1950 года в северном рыболовецком поселке Аксарка под Салехардом ознаменовался двумя событиями - всеобщим новогодним застольем и рождением ребенка. Народ там жил по преимуществу простой - рыбаки, оленеводы, были ссыльные, искатели приключений, так что первым крикам первенца в семье директора моторно-рыболовецкой станции Петра Уткина внимало не так уж много трезвых людей. Те же, кто внимал, отметили бойцовский характер новорожденного, принявшегося с первых минут жизни энергично высказывать недовольство происходящим. "Наверно, с тех пор, - рассказывает убеленный сединами Владимир Петрович Уткин, - я эти самые треклятые неудобства и доставляю".

Шутки шутками, но суровые условия Заполярья, немудреный быт и особая нравственная закалка северного мира оставили в характере ребенка некую прямоту суждений, за которую одни его позже будут называть Петрович, а другие - этот Уткин.

В 60-м скоропостижно в возрасте 49 лет умирает отец. Диагноз странный, однако часто встречавшийся у фронтовиков, - просто остановилось сердце. Будто кто-то отмерил долю страданий и год засчитывал за два. Молодая вдова с двумя детьми на руках уезжает сначала в Тобольск к родственникам мужа, затем - в Копейск, в поселок Злоказово, к сестре. Там и обосновались. Благо сбережений хватило купить домик на окраине - улице Ломоносова. Анастасия Федоровна больше никого не полюбила и полностью посвятила себя сыновьям.

В школе Володя Уткин не входил ни в число первых, ни последних - крепкий хорошист. Особенно удавались алгебра и геометрия. Провальный предмет - химия. Неразделенная любовь - история. "У моего преподавателя Михаила Яковлевича Полаготина, - с гордостью говорит Уткин, - я был любимый ученик и до сих пор исторические книги предпочитаю всем остальным".

Однако судьбе было суждено распорядиться так, что занялся Володя совсем другим делом. В 1968 году он поступил на вечерний факультет ЧПИ. Одновременно работал токарем на Копейском рудоремонтном заводе. На третьем курсе в институте начались спецдисциплины, и Уткина перевели технологом в заводоуправление, затем в конструкторское бюро. Здесь впервые на практике он встретился с опасностями горняцкого труда. "Нештатные ситуации случались постоянно, и нам приходилось расследовать и принимать меры по технологическим авариям на шахтах - решения зачастую нестандартные, а это всегда связано с дополнительной ответственностью".

К 1975 году Владимир Уткин успел вступить в партию, успешно закончить институт, побывать в армии, начать, бросить и опять начать курить, жениться в конце концов. Молодого, подающего надежды специалиста привечают на производстве. Через год он становится начальником родного конструкторского бюро. Еще через год его приглашают инструктором Копейского горкома КПСС. В 80-м году Уткин становится в горкоме заведующим промышленно-транспортным отделом.

"Работа в промышленном отделе по сути не была функционерской, мы в основном занимались реальными вещами, а не бумажной работой. Что особенно радовало, и позже я это оценил по достоинству, подобрался отличный коллектив. Не было никакого лизоблюдства, никто не подбирал людей, исходя из личной преданности, полная взаимовыручка и открытость. Вспоминаю своих коллег с теплотой, надеюсь, и они меня".

Гласность, пришедшая с эпохой перестройки, дала копейчанам помимо прочих и вполне осязаемые выгоды. В 88-м году журналист Людмила Перцевая в "Советской индустрии" рассказывает о быте шахтерского поселка Гаага, где семьи горняков жили в бараках военного образца в самых безобразных условиях. Статья попала на стол тогдашнему председателю Совета министров Николаю Рыжкову, который тут же дал поручения разобраться с вопросом "неформально". Через два дня все необходимые выкладки оказались в Москве, и "неформальное" решение было принято. "Именно горбачевское время помогло радикально изменить ситуацию с главной проблемой Копейска - бараками. Бараки были символом бесперспективности, - рассказывает Владимир Уткин, ставший к этому времени председателем Копейского городского совета. - Решение Совмина о строительстве объектов стройиндустрии не только дало людям достойное жилье, но и вернуло веру в то, что власть может решать их проблемы".

Начало 90-х, в области двоевластие. Президент назначает главой администрации Вадима Соловьева. Выборы, проведенные по инициативе областного совета, приносят победу Петру Сумину. Суд признает итоги выборов недействительными. В отношении Сумина и его сторонников открывается мощный прессинг. Владимиру Уткину в этот момент поступает лестное предложение стать одним из заместителей Соловьева. По соображениям этического порядка он отказывается. Тогда его трижды пытаются снять с должности главы города Копейска. В последний раз за то, что в пику новомодным рыночным веяниям не отпускает цены на хлеб. Однако городской совет был против снятия главы, а без его решения уволить по закону невозможно. Только после соответствующего указа Б. Ельцина, упразднившего советы, Уткина осенью 1993-го "уволили по полной программе". "Вы не поверите, но даже тогда, когда, казалось бы, все было кончено и собрали актив города, чтобы объявить об увольнении, - меня никто не сдал. Счастливое время".

В том же 1993 году, едва ли не за месяц до начала выборов в Государственную Думу I созыва, Уткин решает баллотироваться в парламент. Шахтерские голоса помогают ему одержать победу в Советском округе.

В Госдуме Уткин работает в привычной сфере - Комитете по промышленности, транспорту, энергетике. Продвигает законы о господдержке угольной отрасли, об энергосбережении, разрабатывает программы по новым источникам и технологиям в теплоэнергетике. В эпоху повального строительства "финансовых пирамид" настойчиво убеждает в необходимости развивать отечественную промышленность. Депутат Думы активно включается в решение проблемы озера Смолино, помогает трудовой адаптации "афганцев", позже - вызволять наших ребят из чеченского плена.

Параллельно Уткин участвует в формировании первого в новой российской истории Законодательного собрания области и подбирает команду, намеренную возрождать Южный Урал, восстанавливая производство и решая, таким образом, социально-бытовые проблемы южноуральцев.

В 1995 году Владимир Уткин вновь избран депутатом Госдумы, а в 1996-м одерживает блестящую победу на выборах главы Копейска. Его единомышленники становятся депутатами Законодательного собрания, команда выигрывает губернаторские выборы. Новый глава области Петр Сумин назначает Уткина председателем правительства, своим первым замом. Уткин занимается экономикой: появляется программа развития медной промышленности, регулируются отношения с монополистами, сложные схемы зачетов с предприятиями позволяют быстро наполнить областную казну и начать расплачиваться по долгам с пенсионерами, учителями, артистами, врачами: Меры по оздоровлению предприятий поднимают один за другим практически умершие заводы: ЧТЗ, УралАЗ, завод имени Колющенко, Златоустовский металлургический: Продолжается работа по поддержке угольного бассейна, больше нет долгов по заработной плате перед шахтерами: Привлекая на весьма проблемные заводы новых партнеров - команды более устойчивых предприятий и компаний, Уткин старался сдержать данные перед ними властью обязательства. Чаще ему это удавалось, а те удивлялись: он какой-то неправильный политик - все, что обещал, сделал.

2000 год. Администрация Сумина на исходе четырех лет правления. Упразднено правительство области, блокируется работа экономического блока. В это же время более циничные вице-губернаторы обзавелись персональными телепрограммами, в которых еженедельно вещают о собственных успехах. Интриганство прочно вошло в моду, завхоз администрации в тапочках и майке, выпятив холеное брюшко, разгуливает по коридорам, как в заштатном профилактории. Что же происходит?

21 ноября 2000-го. Пресс-конференция первого вице-губернатора Владимира Уткина: "Я принял трудное решение выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора области: дабы уберечь областную администрацию от внутреннего распада. Мы только начали поднимать с колен заводы. Но для экономического прорыва необходима политическая воля. Нужно уже сейчас думать о завтрашнем дне, решая сложнейшие задачи с позиций профессионализма, патриотизма, порядочности. Власть должна взвешенно принимать решения и отвечать за них. Сейчас мы ходим по кругу. И завтра это пагубно скажется на промышленности, на зарплате, на благополучии всех нас. Я знаю, что говорю. Я занимаюсь этим всю жизнь".

Андрей НИКОЛАЕВ

Материал оплачен из фонда кандидата на должность губернатора Челябинской области В.П. Уткина