30-11-00


Медиа-статистика персонажей анекдотов

Назовите такого человека, который хотя бы раз в жизни не рассказывал или не слушал анекдоты. Мы таких не знаем. Кто-то любит рассказывать, кто-то слушать. Анекдоты любят все: и дошколята, и пенсионеры, и министры, и бомжи (независимо от возраста, пола или национальности). В свое время хитами были анекдоты о ковбоях, о Чапаеве, о чукче, о Штирлице, о Хрущеве. На смену им пришли - дорогой Леонид Ильич, Горбачев, Ельцин. Говорят, что Иосиф Виссарионович очень любил хорошие анекдоты.

А вообще-то анекдоты в жизни играют более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Ведь они не только воздействуют на наше психоэмоциональное состояние, но и помогают усвоить бытующие стереотипы, стандарты поведения и моральные устои общества. Помимо этого анекдоты являются формой общественной рефлексии, проявляющейся в самоиронии. Иными словами, анализируя семантическое поле анекдотов, можно сделать определенные выводы о социальных и социокультурных процессах, происходящих в стране.

Героев анекдотов можно условно разделить на три класса:

1. Обезличенные персонажи (муж, жена, новый русский, алкаш, еврей, хохол, доктор, программист, джентльмен, заяц, лиса и т.п.). Такой персонаж характеризуется типичными социальными реакциями. Анекдоты, главными действующими лицами которых являются персонажи этой группы, играют роль (пусть и утрированную) стратификатора, стереотипизируются социальные статусы и соответствующие им социальные реакции.

2. Вымышленные персонажи (Вовочка, Марья Ивановна, Чебурашка, Буратино, Илья Муромец, Змей Горыныч и т.д.) Эти персонажи являются носителями социальных статусов (иногда скрытых).

3. Реальные исторические персонажи (Ленин, Билл Гейтс, Ельцин, Путин, Платон и т.д.). Чаще всего это известные политики, деятели культуры, бизнеса и т.д. Анекдоты с использованием этих персонажей, во-первых, способствуют "очеловечиванию" их образов, во-вторых, создают вокруг них своеобразный мифологический ореол и, в третьих, являются весьма показательной проекцией общественного мнения об этих персонах.

Мы провели подсчет частоты употребляемости различных персонажей анекдотов в публикациях московской и региональной прессы с января по сентябрь 2000 года. Аналогичная работа была проведена с анекдотами, опубликованными на сервере anekdots.ru. Всего проанализировано более 5000 анекдотов. За единицу измерения частотности было принято количество опубликованных анекдотов о Вовочке. Результат представлен на диаграмме.

Как видно, в прессе (и в Интернете) первые шесть позиций прочно занимают персонажи, относящиеся к первому классу (жена, муж, еврей, мужик, новый русский, доктор). На седьмом месте и там, и там - персонаж из третьего класса Путин. Вместе с тем показатели частотности у Путина отличаются в полтора раза: 1,2 Вовочки в Интернете и 1,8 Вовочки в прессе.

Вообще в прессе и Интернете сильно разнятся частотности персонажей, относящихся к третьему классу. В прессе их частотность в среднем в два раза выше, чем в Интернете. Так как большинство из этих персонажей так или иначе связаны с политикой, то можно считать, что интернетовские анекдоты гораздо менее политизированы, чем газетные.

Сергей НИКУЛИН, Андрей МОЧЕНОВ

(Журнал "Дети фельдмаршала").