30-11-01


Тяжелый портфель

Что важнее: здоровье ребенка или "пятерки"?

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Челябинск

До ночи за уроками

Наконец-то родители спохватились: посчитали, сколько ребенок проводит времени за уроками. И выяснили, что рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10-12 часов. А у старшеклассников - по 14-15 часов. Не многовато ли?

Только тут уже действовать, не спрашивать пора. Люди в 1917 году революцию совершили, требуя восьмичасовой рабочий день. Разве дети не люди? Но родители пока в нерешительности. В общем-то, они оказались в плену своих собственных амбиций. Чуть ли не с пеленок пичкали знаниями малышей. В год - знакомили с азбукой, в три - с английским языком, потом - с компьютером. Все - ради преуспевания чада в будущем. Но школьный марафон оказался таким затяжным, что нервы родителей сдали.

- Наши дети учатся в 8-м классе самой обычной школы, - пишут Людмила Федоровна Г. и Елена Станиславовна Д. (фамилии просили не называть, опасаясь, что это отразится на детях). - Через день у них по семь уроков. Плюс безразмерные домашние задания: по десять страниц конспекта к "Мировой художественной культуре", по 3-4 страницы - перевод английского текста и т.д. Времени на прогулку и на отдых нет даже в воскресенье. Мы просто боимся за своих детей. Ведь учеба не должна превращаться в кошмар.

Не должна. Но давайте сначала разберемся с нагрузкой. Она составляет в неделю для учащихся восьмых классов 35 часов. При шестидневке это все-таки шесть уроков ежедневно, а не семь, как пишут родители (если нет спецкурсов и дополнительных занятий). Родители считают, что и этого много. А педагоги?

- Конечно, много, - дружно отвечают и они. Им ли не знать, как устают дети к концу учебного дня?!

Правда, по мнению медиков, не так уж и страшны эти 35 часов, если уроки чередовать с активным отдыхом на переменах. Проблема домашних заданий, в общем-то, тоже разрешима. Чтобы облегчить подготовку, в некоторых школах спаривают уроки, уменьшая число домашних заданий до минимума. При шести уроках в день у ребят в таких случаях остается только три подготовки. Терпимо. Отчего же они устают?

От обилия информации, считают педагоги. Ведь объем знаний, который приходится усваивать учащимся, каждые десять лет примерно удваивается. Но еще более дети устают от непосильных умственных задач, которые предлагает им школа. Учебный материал перегружен, как выразился один из моих собеседников, экологически вредными для здоровья учеников отходами. Сомнительной, с точки зрения научной достоверности, информацией, изложенной тяжелым псевдонаучным языком. Противоречивыми утверждениями.

Сегодня практически каждый предмет можно учить не по одному учебнику, а по трем-четырем и более. Учебников поступает в продажу море. Только ленивый не пишет их. Казалось бы, выбор - дело хорошее (хотя труд для учителя титанический, ведь прежде чем выбрать, надо все прочитать). Радоваться ли ему? Можно было бы, если бы качество учебников не оставляло желать лучшего.

"Многие учебники стали неоправданно трудными", - сетуют педагоги. Речь идет об учебниках физики, биологии, русского языка. "Они наносят вред нравственному здоровью детей", - вторят родители (см. "Челябинский рабочий" за 14.11.01.) По заключению одной из экспертных комиссий, в состав которой вошли педагоги и медики, до 70 процентов информации, заложенной в учебниках, следует признать бесполезной. Ну как тут не "задымиться" детским мозгам, если даже взрослым трудно понять, что к чему?

Не в состоянии усвоить все, что от них требуют, дети теряют интерес к учебе, любовь к школе и учителям. А это уже благодатная почва для нервных стрессов, депрессии, ухода в мир, где процветают алкоголизм, наркомания, преступность.

- Такого неприятия школы я еще не видела за тридцать лет своей работы, - призналась завуч одной из лучших челябинских школ.

Если так - в образцовой, то что в остальных?

Зона риска

Все негативные явления в детской среде мы традиционно связываем с семьей и обществом. А ведь пришло время признать тот факт, что и школа уже становится зоной риска для ребенка. Опасным местом не только для его физического здоровья, но и психического, нравственного самочувствия.

Кто должен оградить ребенка от плохих учебников? Помочь организовать учебный труд так, чтобы ученик не сидел за уроками до ночи? Учитель. Но он это сделать не в состоянии, потому что сам крутится как белка в колесе. Помимо уроков должен дежурить по школе, сопровождать учеников в столовую, в раздевалку, в театр и т.п. Не говоря уж о тематических планах - это целый труд, по словам педагогов, на который нужно потратить не менее месяца. У педагогов один выходной день, а больше половины вынуждены работать по семь дней в неделю, и каждые сорок пять минут предъявлять ученикам около 100 требований.

По результатам исследований НИИ им. Бехтерева и лаборатории психического здоровья, нагрузки у педагогов сегодня превышают норму в два с половиной раза. У 91 процента наблюдаются снижение памяти, внимания, умственной и физической работоспособности. Все это дало повод заявить, что с нашими детьми в подавляющем большинстве работают психически не вполне полноценные люди (см. "Деловой вторник" за 20 ноября "Учительница нервная моя...").

Газеты пестрят сообщениями: учительница такая-то (из очень престижного учебного учреждения Челябинска!) организовала грабеж, педагоги, не получив зарплату, побили директора школы искусств (п. Новогорный), уважаемый педагог такой-то отбывает наказание за воровство. Случаи, безусловно, исключительные, но разве мыслим был такой прецедент, скажем, пару десятилетий назад?! И разве они не говорят о нравственном нездоровье в среде учительства? Во всем этом "варятся" наши дети с синдромом хронической усталости.

Родительский выбор

Каждый нормальный родитель хотел бы чего? Чтобы ребенок был умным, здоровым, счастливым. Для этого и старается. А что получает? Низкую успеваемость, болезни, поведенческие проблемы. И есть для этого объективные причины.

Несоответствие школьных нагрузок возможностям детского организма приводит к плачевным последствиям. По данным Минздрава, до 90 процентов школьников страдают от гиподинамии, до 50 процентов выпускников по состоянию здоровья ограничены в выборе профессии. Специалисты Минздрава сравнили наши показатели с показателями Польши и Германии: там дети болеют в два раза реже.

Как же родителю быть? Отказаться от мечты о хорошем образовании? Совсем необязательно.

Заведующая детской областной поликлиникой Г.Н.Киреева считает, что мозг у ребенка настолько пластичен, что может адаптироваться к серьезным нагрузкам. Но большие нагрузки должны быть сбалансированы с изумительным отдыхом, великолепным питанием и комфортными условиями бытия. Что подразумевает последнее? Прежде всего - добрые отношения с ребенком, построенные на любви и уважении. К сожалению, в семье такие отношения встречаются не часто. С ребенком нередко сводят счеты за всю неустроенность жизни. По результатам анкетирования, проведенного детской областной поликлиникой, родители наказывают детей по 30 причинам. Буквально за все, за каждую мелочь, каждый промах. Если не изменить свое отношение к ребенку, обеспечив ему непременные условия для нелегкой учебы, есть повод серьезно задуматься: "Что для родителей важнее: здоровье дитя или его успехи в учебе?" n