30-11-99
Нина НАЗАЛЕНОВА
Озерск-Челябинск
...На сцене - полукружье развалин какого-то старинного величественного сооружения. Вот оно повернулось изнанкой фасада, и огромная арка вдруг предстала центральным нефом ранней христианской базилики, а стены с провалами окон - иконостасом, на фоне которого живописно застыла фигура главного героя зрелища - Георгия Победоносца.
Не раз в спектакле будет возникать эта иллюзия вычленения из языческого капища первоначального облика христианского храма. Точно угаданный и точно переданный художником спектакля С. Александровым временной пласт происходящего относит нас в давние времена конца Римской империи.
Суровую, аскетичную пустоту древних развалин будет время от времени украшать сверкающей живой гирляндой вереница танцовщиц (балетмейстер Т. Дорохина), оживляя происходящее и давая возможность передохнуть, осмыслить увиденное, насладиться красотой, афористичностью стиха, поразиться злободневности событий, происшедших много лет назад...
Действие спектакля "Георгий Победоносец" происходит в конце II - начале III столетия новой эры, в эпоху правления Диоклетиана, одного из последних императоров разваливающейся Римской империи, вошедшего в историю не только завоеваниями и преобразованиями, не только тем, что первым среди римских императоров установил доминат - монархию по типу восточных деспотий, расцветшую в Византии и перешедшую затем в Московию, не только тем, что, добровольно отказавшись от власти и вернувшись в родные места, разводил капусту, но и самыми жестокими гонениями на христиан.
В исполнении заслуженного артиста России В. Лясецкого Диоклетиан - опытный, отважный воин, тонкий политик, умело овладевший приемами демагогии, что позволило ему без особых трудов взять расшатанную в результате междоусобиц и смут власть в свои руки; прожженный циник, не верящий ни в Бога, ни в черта, не признающий никаких нравственных законов:
"...Что еще за бред?
Любви от века не было
и нет".
Он, нимало не смущаясь, подвергает свою жену Александру, дочь финикийского царя (С. Евстратова) испытаниям на верность, сначала пытаясь купить ее любовь, а затем устраивает ей и Георгию (спасшему ее от змея) сцену проверки наподобие шекспировской "Мышеловки" в "Гамлете".
В основе пьесы, жанр которой определен как миф, лежит некий сплав из легенды, известной во многих странах христианского мира как "чудо святого Георгия о змее и девице", древнейшего жития св. Георгия, дошедшего до нас в греческом переложении IV-V вв., где героя семь лет мучил персидский царь Дадиан, где Георгий трижды умирает и трижды воскресает, а также документального подтверждения о том, что Георгий - фигура историческая, видный военачальник, принявший христианство, выступивший проповедником идей Христа и принявший за это мученическую смерть.
Образ св. Георгия очень почитаем христианами всего мира. На Руси дважды в год (23 апреля и 26 ноября) отмечался праздник великомученика. Он считается устроителем и защитником земли Русской, покровителем земледелия и скотоводства, его образ украшает российский герб. В 1769 году Екатериной II был учрежден для офицерства орден св. Георгия "для награждения отличных военных подвигов", в 1807 году - знак ордена для нижних чинов. О георгиевских кавалерах говорить излишне.
Вот этот сплав многовековых мифов, легенд, апокрифов стал основой произведения, имеющего не только туго закрученную интригу, романтическую историю, но выводящую героев на новый уровень многовекового диспута о том, что такое добро, истина, нравственность, любовь, Бог.
Рупором идей автора о нравственном самосовершенствовании выступает главный герой - Георгий Победоносец в исполнении народного артиста России А. Исаченко, в день премьеры получившего удостоверение и знак высокого звания. Он первым в Озерском театре стал народным артистом России.
Одной из лучших работ А. Исаченко стала роль Воланда в спектакле по произведению М. Булгакова "Мастер и Маргарита", в котором его герой предстает не столько воплощением злых сил, сколько существом страдающим, давно разгадавшим тщету человеческого муравейника, но и в этом хаосе умеющим понять силу истинного таланта, оценить подлинность чувств.
В новом спектакле герой А. Исаченко также находится в пограничном состоянии: он может изменить ход судьбы, смириться, стать, как все, но как человек мыслящий, провидящий истину, он понимает низменность желаний окружающих, мелочность суеты и отвергает это. Как герой, принявший на себя нравственный подвиг, Георгий А. Исаченко защищает не только свой духовный, душевный мир, в котором царят Божественная любовь, добро, высокие нравственные критерии, но старается донести открывшуюся ему истину до людей.
У Георгия в исполнении А. Исаченко его небольшие монологи звучат философскими раздумьями, как у человека, определившего свою стезю, выбравшего свой тернистый путь. Он сделал выбор и теперь ищет силы не только у Бога, но и в себе самом, чтобы пройти этот путь до конца. Его вера в Бога - не фанатизм, она, скорее, система доказательств, взращиваемая в собственной душе в свет, мудрость и силу человеческого разума, и признаваемых им нравственных законов.
Постановщик спектакля заслуженный деятель искусств Казахстана Н. Воложанин очень бережно отнесся к драматургической основе. Практически в этой поэтической пьесе нет купюр; действие выстраивается не спеша, монументально, с точно расставленными акцентами, позициями персонажей, что, может быть, несколько удлиняет спектакль, но дает возможность насладиться вдумчивой, тонкой игрой актеров, когда запоминаются не только главные герои, но и все остальные персонажи с их философией, жизненным кредо, соответствующим духу времени. Духу спектакля соответствует и музыка композитора В. Брусса, в которой преобладает торжественное звучание меди.
Новый спектакль Озерского театра, посвященный 2000-летию христианства, будет показан на сцене Челябинского академического театра драмы им. Цвиллинга 1 и 2 декабря. На премьеру собирается приехать автор пьесы наш земляк К.В. Скворцов, недавно отметивший свой 60-летний юбилей. К этой славной дате был приурочен выпуск трехтомного собрания его драматических произведений и сонетов. В дни премьеры спектакля в Челябинске в театре состоится презентация и будет организована продажа этого великолепного подарочного издания, украшенного гравюрами народного художника России В. Носкова и статьями Н. Матвеевой. И, конечно, состоятся творческие встречи с артистами, постановочной группой спектакля "Георгий Победоносец", с поэтом, драматургом, секретарем Союза писателей России К. Скворцовым, пьесы которого возвращаются на уральскую землю. n