30-12-99
Выгрузившись 5 ноября 1941 года на станции Лопасня под Москвой, наша 112-я танковая дивизия сразу же вступила в бои, которые начались в лесах Подмосковья. Отбив от немцев шоссейную дорогу Москва -Минск, мы участвовали в освобождении Тулы, вели бои на металлургическом заводе. Двигаясь на Калугу, наша часть заходила в имение Льва Толстого. В Ясной Поляне мы увидели прямо перед входом в дом немецкие захоронения. Очень много было крестов, на самом большом написано по-немецки: "Всем погибшим за великую Германию". Двигались мы теперь только ночью. Так добрались до деревни Большие Кресты. Здесь рано утром вдруг появился немецкий бомбардировщик и стал бомбить как раз там, где расположился командный состав. Был ранен комиссар Безносов. Когда рассвело, наш разведчик Евгений Ремизов заметил тропу, которая вела к стогу сена. Мы его окружили, стали прощупывать штыками и вытащили немца-разведчика с аппаратурой: он-то и навел на нас бомбардировщик.
После Больших Крестов нас ждали бои за Калугу. Когда мы ее освободили, увидели на главной улице виселицы и большое число убитых, в том числе и маленьких детей. Немцы говорили, что это все партизаны...
В этих боях на исходе 1941 года участвовали командир батальона Иван Федорович Морозов, танкисты Василий Иванович Похлебаев, Михаил Павлович Белобородов и другие уральцы.
На снимках, сделанных под Новый, 1942 год: жертвы фашистов на улице Калуги; приспособленный немцами под виселицу фонарный столб.
Текст и фото Аркадия ХОДОВА