31-03-2000
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Челябинск
"Уважаемая редакция "Челябинского рабочего", обращается к вам мать-одиночка, - написала челябинка Ольга Кашина. - 5 апреля 1999 года у меня родились две девочки. Еще до родов, узнав, что будет двойня,
я хотела прервать беременность, но врачи сказали, что это опасно. Когда они родились, я уже знала, что поднимать их придется одной. Я говорила в роддоме, что мне не на что жить, но меня даже слушать не стали: забирай - и все. Родители у меня инвалиды с детства. Сама я до родов работала на ЧТЗ, поэтому сейчас ни гроша не получаю. Детское пособие, мне объяснили, пока выплачивается за 1997 год. Значит, мне будет не раньше, чем через три года? В детской кухне бесплатное питание не подписали. Мне 24 года, но я не знаю, что мне делать. Я понимаю, что надо было раньше думать, но сейчас уже ничего не могу изменить. Помогите!!! Хотя бы, может, детское пособие: Я не знаю, как жить дальше".
Комментарий специалиста
Педагог-психолог, заместитель директора областной службы "Телефон доверия" Светлана Абалмазова:
- Существует много факторов, по которым женщина не встречает мужчину-друга по жизни. Но право выбора - иметь ребенка или не иметь - всегда остается за женщиной. Материнство - ее основная функция на земле, и никто не вправе лишать ее этого. А необходимо только поддерживать. Особенно сейчас, особенно нам.
Я проработала с "детством" 25 лет и хорошо знаю, что уже много лет смертность у нас превышает рождаемость, а сейчас детей рождается настолько мало, а здоровых и вообще только три процента, что каждый новорожденный для государства должен бы быть на вес золота. Иначе через несколько лет нас просто некому будет кормить, так что поддержка рождаемости - по-настоящему государственная проблема. Нашему государству следует коренным образом пересмотреть отношение к материнству, детству и начать оказывать им всяческую помощь.
134 рубля
Какова же она, эта поддержка, сегодня?
- В нашей области адресный подход к оказанию помощи таким женщинам был закреплен законом "О поддержке социально незащищенных слоев населения" 1997 года, - рассказывает начальник отдела организации обеспечения пособиями главного управления социальной защиты и пенсионного обеспечения населения области Людмила Иванова. - Им определено понятие "социально незащищенный", в категорию которых включены и одинокие матери, независимо от уровня их доходов. Размер ежемесячного пособия им определен в сумме 134 рублей 42 копеек ежемесячно. Эта сумма установлена и законом на федеральном уровне. С той разницей, что по федеральному законодательству пособие одиноким матерям как таковое назначается в зависимости от среднедушевого дохода. Закон же нашей области поставил их в более преимущественное положение: вне зависимости от уровня доходов.
Ситуацию с выплатой пособий Людмила Иванова расценила как очень сложную и трудноразрешимую. Средств на это из федерального бюджета область не получает, и все тяготы ложатся на глав муниципальных образований. Задолженность по вы-плате пособий только категории малообеспеченных на сегодняшний день составляет 380 миллионов рублей, и нет надежды, что в скором времени она будет погашена. По времени в разных городах и районах задолженность разная - от 13 до 30 месяцев.
Одиноких матерей в области 47 тысяч человек из 310 тысяч получающих пособия. И им оно вы-плачивается в первую очередь. К примеру, из 24,8 миллиона рублей, выделенных из бюджетов всех уровней на погашение задолженности по пособиям в феврале этого года, 12,1 миллиона было перечислено именно на их счет. Их в каждой территории традиционно относят к категории первоочередников. И за 1998 год с ними почти везде по области рассчитались. Теперь начались выплаты за 1999-й. Правда, не вся сумма задолженности погашается "живыми" деньгами. 61 процент идет через систему взаимозачетов - это товары народного потребления, детский ассортимент: Хорошо, что многолетней задолженности приходит конец, но так ли это ощутимо для женщин?
- Конечно, это очень незначительная помощь женщинам от государства, - считает Людмила Иванова. - В 1996 году размер этой помощи действительно мог что-то значить. Ею можно было расплатиться, к примеру, за месяц пребывания ребенка в детском саду. А сегодня уже нет. Эта помощь как помощь утратила свою суть. Но даже и она остается очень значимой для женщины, особенно в накопленном размере, хотя с 1997 года ее размер не менялся в сторону увеличения.
А вот одиноких матерей становится все больше: 46667 человек в 1999-м и 47133 - в 2000-м. Одна из них - жительница поселка Ново-Бурино Салия Муратшина, интеллигентная и подтянутая, приехала в редакцию газеты из Кунашакского района специально для того, чтобы дать свою материнскую и гражданскую оценку сегодняшней помощи одиноким матерям:
Монолог матери
"Я неоднократно обращалась в районную администрацию с просьбой выдать мне пособие, которое должно выплачивать государство моему сыну как ребенку одинокой матери "живыми" деньгами. Полного отказа не было, старались идти навстречу. И хотя немного, но я получала "живыми" деньгами - на покупку одежды и обуви, на лечение, на сборы в школу. За три года я "выходила" около двух тысяч. Осталось еще три. Вот их я хотела бы получить и впредь получать стабильно. Районная администрация делала попытки рассчитаться с долгами по пособиям и компенсациям. Предлагались в их счет одежда и обувь, электробытовая техника, обои, продукты типа сухарей, подарки к Новому году, мука, сахар и т.д. Но все это как минимум в два раза дороже, чем в магазине. Да и не всегда меня этот ассортимент устраивал.
Материальные проблемы не оставляют таких, как я. Моя зарплата музыкального работника не покрывает стоимости потребительской корзины на одного человека, а нас двое. На мой взгляд, пособие на ребенка одинокой матери и компенсация малоимущим семьям - это разные по социальному статусу, если можно так выразиться, вида государственной помощи. Детскую компенсацию малоимущим семьям назначили с началом перестройки где-то в 1992 году, и рассчитана она была на пять лет. Предполагалось, что экономическая ситуация стабилизируется и отпадет нужда в государственной поддержке семьям, имеющим малый доход. Пособие на ребенка одинокой матери выплачивается государством с момента рождения до 16 лет. Гуманность государства вполне объяснима с точки зрения защиты интересов ребенка. Но, к сожалению, государственные понятия не совпадают с понятиями его чиновников: пособие вовремя не выплачивается, и сумма его обидно мала.
Мой сын вырастет и будет поддержкой не только мне одной. Он будет кормить и защищать всех нас. Поэтому он вправе рассчитывать на поддержку сегодня, когда он так в ней нуждается". n
Пособие одиноким матерям - это:
Анна Петрова, пенсионерка:
- Это унижение и оскорбление матерей, в том виде, в каком сегодня эта помощь оказывается. Какие-то жалкие, грошовые подачки, и те вовремя не дают.
Алла Бабкина, менеджер:
- Это слезы. Жалко смотреть, как в магазине или на рынке ребенок просит у матери купить ему один банан и слышит в ответ: "Нет денег".
Олег Рузматович, трудящийся:
- Это то, что необходимо, в чем большинство таких женщин нуждается, и очень сильно.
Олег К., прохожий:
- Это поддержка, которую надо увеличить во много раз.
Игорь Кириллов, экономист:
- Это "головная боль" органов местной власти.
Ирина Корнилова, студентка:
- Это то, чего нет.