31-03-05


Песни на трезвую голову

Александр Астахов перестроил свою психологию и восстановил разрушенный организм

Виктор РИСКИН

Кыштым

Срок для сверхсрочника

...На этап Александр загремел аж из самой Чехии, где проходил службу в группе cоветских войск. Служилось легко. Как сам говорит, больше приходилось на гитаре играть, чем по плацу маршировать. Врожденный слух привел его в батальонный ансамбль, с которым объехал чуть ли не все гарнизоны. Когда предложили на сверхсрочную остаться, согласился. А почему бы и нет: водитель ассенизаторской машины - очень даже хорошо оплачиваемая работа. В месяц шофер г:воза получал под 300 тогдашних рублей! Для бывшего солдата - ого-го какой заработок! Возил Александр это самое целый год. В то утро выехал в очередной рейс. Как все случилось, до сих пор понять не может.

- Не заметил я этого велосипедиста, - глуховато, словно заново переживая, выдавливает из себя Астахов. - В общем, не разъехались мы с ним:

Дали ему три года "химии". Считает, отделался легко: статья за неумышленное убийство предусматривала до 10 лет. Наказание его повезли отбывать домой - в Челябинскую область. А дальше:

А дальше Александру расхотелось пускаться в подробности. Заметил только, что срок отбыл без проблем, что человек к любым условиям сможет приспособиться, не теряя лица и не поступаясь собственными принципами.

Генная инженерия

Дед у Астахова - личность примечательная. Работал обычным связистом, а мудростью и начитанностью прославился на всю округу. Свободное время проводил за книгами древних умников - римлян и греков. Оттого и назвал своего сына Ювеналием. Отец Александра работал аккумуляторщиком в Тайгинке, слыл трудягой. Вот эти две черты - страсть к знаниям и трудолюбие, а еще завидное упорство унаследовал Александр от деда и отца.

Но не сразу он реализовал свои позитивные качества. По его жизни прошла длинная черная полоса, связанная с пристрастием к спиртному.

- Здесь не обошлось без наследственности, - признается. - Если дед употреблял, как у нас говорят, культурно, отец - почаще, то я: В общем, дед прожил 80 лет и ни разу не опохмелялся, отец умер в 55 от инсульта, потому что курил с 7 лет и пил с 15. Но в 49 он четко сказал себе: брошу. И бросил. Я его тогда сильно зауважал. Сам же я пил и курил, не просыхая по три и даже пять дней. Был убежден, что могу остановиться в любой момент. А пью потому, что после этого весело.

"Не напрягаюсь!"

"Веселился" таким образом Александр лет до 30. Переходя от одного застолья к другому, не заметил, как потерял семью. На уход жены с ребенком среагировал обычно - "принял на грудь". Решение остановиться пришло, когда понял, что остановиться не получается.

- Бросал много раз, - говорит Александр Ювенальевич. - По два месяца держался, а затем - снова за стакан. И знаете, почему? Сидело в голове убеждение, что именно так можно расслабиться. Пример - вся страна. Меня сейчас спрашивают: "Не пьешь, не куришь? И не наркоман? Тогда как расслабляешься?" Отвечаю: "А я просто не напрягаюсь! И зависимости никакой!" Те, кто кодируется, все равно имеют психологическую зависимость и держатся за счет характера, силы воли, заклинания ("слово дал жене, детям") или врачи припугнули: "Выпьешь - умрешь!" Но все это ненадежно. Я ведь тоже кодировался и не пил два с половиной года. Но расслабляться-то надо! И в ход пошла "травка" вместо водки, потом переключился на пиво. Года за три я разогнался до прежней стадии. А ко всем пьяным радостям прибавились еще и наркотики. Вплоть до героина.

Запасной вариант

Надо отдать должное Астахову: он не паниковал. Знал, что есть у него запасной вариант - его мама Людмила Владимировна. Лет 15 пропагандирует она трезвость в одном из городов области и немало вытащила алкоголиков из пьяной ямы. Спросите, почему на родного сына не повлияла? Да потому, что без ответного желания ничего не выйдет. Методика, которой она пользуется, - воздействие на людей словом правды об алкоголе и прочих гадостях на уровне подсознания.

- Если принять нашу голову за компьютер, то в нем лишь надо поменять программы - хорошие на плохие, - поясняет Александр, - вместо "расслабиться" - "быть здоровым". Когда человек к этому придет, будет спокойно проходить мимо магазинных полок с заманчивыми этикетками. Почему мы не едим мухоморы? Да потому, что знаем: это - яд. Вот точно так же надо относиться и к водке.

Приключение с переключением

Свое переключение на другую программу Александр подготовил достойно. Созвал всех дружков-приятелей и объявил: иду, мол, "сдаваться" маме, кто хочет, айда со мной! Согласились на отрезвление двое. Прошло с той поры несколько лет. Вся троица забыла про спиртное и курение.

- Мама приехала в Кыштым и провела десятидневный курс по избавлению от вредных привычек, - рассказывает о технологии чудесного исцеления Астахов. - Но этого оказалось мало. Дальше надо было менять круг общения: с пьяного на трезвый. Я предложил маме провести еще один курс, а сам пошел собирать хорошо мне известный контингент. Помещение нашел в полуподвале дома, что на вокзале, на торец здания повесил планшет с текстом: "Трезвость - неизбежное будущее нашего народа!", и дело пошло. Курс прослушали девять человек, а дальше мать сказала: "Становись, сын, сам преподавателем!"

Александр воспринял предложение с ужасом. "Да я, - заявил он матери, - двух слов связать не могу, только по пьяни умел разглагольствовать, а по трезвости мычу, краснею и заикаюсь. Куда мне в учителя!" Тогда Людмила Владимировна пригласила его побыть у нее ассистентом, дескать, просто сиди, наблюдай и слушай. Словом, спустя пару курсов Александр сам встал у кафедры. Первую лекцию подготовил самостоятельно - о разрушении клеток мозга под воздействием алкоголя. А вскоре выпустил и первый свой курс - пять человек - со стопроцентным результатом:

И снова у меня закралось сомнение: прочитал человеку восемь-десять дней лекции и тот прозрел? Такого не бывает!

Полюби себя

- Бывает, - начал убеждать меня Астахов, - мы действуем не заклинаниями или гипнозом, а всего лишь забиваем костыль в те рельсы, которые человек проложил себе сам. Мы учим вас любить свой организм, который и так работает круглосуточно. А вы вместо того чтобы помочь, дополнительно испытываете его на прочность.

Ученики у Астахова благодарные. Воздействует на них не только слово преподавателя или полученные им "корочки" - удостоверения Союза борьбы за народную трезвость и члена Международной ассоциации психоаналитиков. Впечатляет и личный пример педагога, нашедшего в себе силы встать на верный путь. Встать-то он встал, да как удержаться? Многолетнее потребление сказалось на организме Александра: печень "посажена", позвоночник болит, руки немеют, бронхит стал хроническим. Синдром усталости, головные боли, высокое давление... Попытался обливаться по Порфирию Иванову и голодать по Брэггу.

- Конечно, почувствовал себя лучше, - констатировал Александр, - но былая энергия отсутствовала напрочь. Пришел к выводу: организм свой я настолько убил, что восстановить никогда и ничем не удастся. А потом случилось заглянуть в Интернет. И там мы с мамой нашли:

Далее молчу, иначе получится чистой воды реклама препаратов тибетской медицины. Но, по уверению Астахова, он восстановил все, что было потеряно. В 37 лет начал новую жизнь: женился, у него растет дочь. И сейчас он мечтает о новом проекте. Собирается создать цикл песен на тему борьбы за трезвость. С мелодиями проблем нет. Беда с текстами. Ну нет у наших поэтов трезвых строк. Все на одну колодку: "Выпьем, няня!", "И, как пьяный сторож:", "Выпьем за Родину"! и т.д. За Родину, считает Александр, пить не надо, чтобы ее не пропить. Уж лучше на трезвую голову о ней и о себе хлопотать.