31-03-05


Вот опять "Окno"

Единственная в Челябинске галерея современного искусства возродилась на выставке Юлии Безштанко

В Челябинске вновь заработала галерея современного искусства "Окnо". Теперь она получила помещение в старом подвале "Манекена". Первой экспозицией в новом пространстве стала выставка молодой челябинской художницы Юлии Безштанко "Явления переноса".

Галерея "Окnо" впервые заявила о себе четыре года назад выставкой екатеринбургского театрального художника Владимира Кравцева. Деньги выделил Фонд Сороса, помещение предоставил предприниматель Павел Рабин. В течение сезона здесь проходили хорошие и разные выставки, были какие-то планы, но грант кончился и галерея "Окnо" исчезла. Несколько раз это название всплывало в разных "проектах", о чем знали немногие. Куратор галереи Светлана Шляпникова загадочно говорила, что "Окnо" продолжает существовать виртуально.

Наверное, искусствовед имела в виду саму идею современного изобразительного искусства в Челябинске и молодых художников, которым интересно нечто иное, чем только лишь "красота уральской природы". Юлию Безштанко, к примеру, занимает "проблема обнаружения границы неразрывно существующих в сознании и в восприятии человека видимых явлений или же оболочек предметов/тел и стоящих за ними содержательных, эмоциональных аспектов" - так, по крайней мере, явствует из пресс-релиза выставки.

На самом деле выставка получилась очень ясная, воздушная и трепетная, как и сама Юлия, которая слегка зарумянилась, когда Светлана Шляпникова объявила, что в день вернисажа художнице исполнилось 30.

В галерее - два зала. В одном разместилась эмоциональная акварельная графика, в другом - лаконичные графические коллажи, материалами для которых послужили бумага, темпера и огонь. На белый фон картона наклеены листы и полоски бумаги с обожженными краями - получилось волнительно и стильно.

Кроме этого, на выставке представлены "объекты", особенно интересны два. Первый - женский торс а-ля Венера из полупрозрачного синтепона, подвешенный к потолку за едва заметные нити и оттого словно бы парящий. И второй объект - "Книга бытия": по углам квадратной площадки расставлены пирамидки из нарезанной квадратиками газетной бумаги, этакие башни-близнецы. А посередине - перышко на нитке. Фишка в том, что башни имеют какую-то пружинную основу и их можно раскачивать, а перышко в это время трогательно мечется. Вроде как душа "маленького человека" в информационных потоках.

В работах Юлии Безштанко чувствуется неместный кругозор и культура. Около года назад она вернулась из Питера, где училась на сценографа в академии театрального искусства. Ее работу можно увидеть пока лишь в одном спектакле - "Простой истории" Олега Хапова в ТЮЗе. Искусствовед картинной галереи Наталья Козлова, выступая на вернисаже, пожелала интересной художнице быть востребованной родным городом.

Айвар ВАЛЕЕВ