31-03-05
Среди конкурсантов фестиваля "Платье города-2005" было много студентов гуманитарного института - главного "поставщика" кадров для мира челябинской моды. Так, победителями в номинации "Городское платье" стали студентки ЧГИ Анастасия Ветшева и Анна Наконечная за наряд "В стиле вестерн", а студент Сергей Арабаджийский, представивший в этой же номинации коллекцию "В ритме ROCKERS", завоевал приз зрительских симпатий.
По правде сказать, Сергей - студент великовозрастный, ему уже 37. Как известно, на очные отделения российских вузов принимают до 35. Но он успел окончить четыре курса ЧГИ и получить степень бакалавра искусствоведения. А после пятого года обучения станет дипломированным дизайнером костюма.
- В детстве я был помешан на хоккее. С дворовыми ребятами часами гоняли шайбу, а форму подходящую купить было негде. Мы ее шили сами, - рассказывает Сергей предысторию своего увлечения швейным делом. - Позже пошел в секцию дзюдо, и возникла та же проблема с формой. Опять взялся за иглу. Когда учился в политехническом техникуме, вел дискотеку в ресторане "Арктика". Как обойтись без сценического костюма! Сел и сшил. На дизайнера в 80-е годы не учили, и вузов таких в Челябинске не было, и термина такого применительно к одежде не знали.
После техникума Сергей как наладчик станков с программным управлением нашел работу на кожзаводе. А там тем более увлекся шитьем, преимущественно из кожи. Отступления делал лишь дважды под влиянием романтического настроения. Когда-то сшил свадебное платье своей невесте для церемонии бракосочетания. А на нынешний фестиваль моды выставлял кроме байкерских костюмов еще и вечернее платье, назвав его "Лунные переливы". Эффектное, золотисто-оливковое, оно тоже вызвало восхищение зала. Но красивых платьев и у других авторов было много, а вот одежда из кожи - узнаваемый стиль Арабаджийского. Вещи из конкурсной коллекции "В ритме ROCKERS" просят продать, но Сергей пока медлит. Для него это результат творчества, с которым трудно расстаться, как, наверное, художнику с картиной. Возможно, они пригодятся ему при защите дипломной работы, тема которой - "Влияние байкерского стиля на создание коллекции молодежной одежды".
- Сейчас многие возвращаются к этому стилю, он претерпел не один виток и снова становится популярным, - говорит Сергей. - Кожа - благодарный материал. Она хороша и сама по себе, и в различных комбинациях: хоть с трикотажем, хоть с мехом. Есть возможность экспериментировать, это мне и нравится. Сейчас увлекся еще и джинсовыми тканями, это тоже в духе молодежной моды.
Руководитель диплома Элина Андросова считает:
- Арабаджийский из тех людей, кого называют самобытными. Науку кройки и шитья постигал опытным путем. Стал востребованным, нашел своих заказчиков. Я бы пожелала ему более активно принимать все новое, не зацикливаться на одной манере. Приоритетом его авторского стиля стала кожа и изделия из нее, но надо разрабатывать и новые направления.
Видимо, так и будет. Но пока у заказчиков не иссякнет потребность в классических кожаных изделиях, Сергей будет их шить. Среди его клиентов - и банкиры, и политики, и "авторитеты", и чиновники высокого ранга. Кому - пальто, кому - куртку, кому - брюки. Людям с нестандартной фигурой трудно найти готовую одежду. А еще знатоки ценят качество кожи, из которой шьет Сергей. В продаже брюки в основном из овчины, а это материал непрочный. Телячья кожа куда надежнее. Особый спрос на "косухи" - обязательные для любителей "мотоциклетной" моды куртки. Такую заказывал себе друг Арабаджийского, двукратный чемпион Европы по боксу Андрей Шкаликов, когда был председателем байкерского клуба. В этой куртке и кожаных штанах, сшитых Сергеем, ходил в США весь срок контракта и комфортно себя чувствовал. Недавно приезжал в Челябинск из приютившей его Москвы Валерий Ярушин. В одном из отделов торгового центра купил то, что долго искал: подходящие кожаные брюки. Удивился, что не импортные. Узнав, кто их сшил, нашел Арабаджийского и сказал, что в следующий приезд хотел бы заказать еще кое-что. Однажды музыкант из группы Стаса Намина не отпускал Сергея, пока тот не согласился продать ему куртку с собственного плеча. Впрочем, "раздеть" автора пытались уже неоднократно. Сам носит всякую одежду, но предпочтение все же отдает байкерскому стилю. Мотоциклы - еще одна его страсть с детства. Как-то купил старенькую "Яву" (всего-то за две с половиной тысячи рублей). Возился с нею долго, чтобы из дорожной машины сделать байкерскую, гоночную. Даже форму сиденья изменил. Для этого понадобились сварочный аппарат и куча других громоздких инструментов. Черный хромированный, единственный в своем роде мотоцикл вызывал много завистливых взглядов. "Продай", - не раз просили Сергея. Но он ездил сам, не зная никаких дорожных пробок. Не боялся оставлять возле дома, думал, уникальность машины и цепь с замком - гарантия сохранности. Угнали-таки! А он хотел на той "Яве" выкатить на сцену на фестивале "Платье города". Увы! Знакомый Сергея Игорь Антемиров выручил его, предоставил свой "Сузуки-Десперадо". Сейчас Арабаджийский по объявлению в газете купил "Урал", сохранившийся со времен Отечественной войны. Защитит диплом и займется переделкой мотоцикла.
Вроде бы полярные увлечения - мотоциклы и швейное дело. Но Сергей считает, что дизайн - понятие широкое и что тонкая игла и грубые инструменты - не антагонисты, а союзники. Виндсерфинг - еще одно его хобби. Он вообще любит скорость, будь то горные или водные лыжи. Вроде бы отдых, но и стимул для творчества. Одежду для этих видов спорта, сшитую специальными фирмами, Арабаджийский не всегда приемлет.
- Только проверив на себе, понимаешь, как сделать, чтобы комфортно и удобно было, - рассказывает мастер. - Когда гонял на яхтах, шил спасательные жилеты с учетом собственных ощущений, и они получались намного лучше импортных. Делал регулировку по росту и весу, учитывал расположение плавательной массы, чтобы, если человек упадет, голова не ушла под воду. Тот же принцип использовал для горных костюмов.
Недавно Арабаджийский открыл маленькую мастерскую. Не в погоне за прибылью, а чтобы высвободить время. Ведь многие клиенты не ищут вычурных фасонов, для пошива это сложности не представляет, так что часть заказов можно передоверить швеям, а самому заниматься творчеством. Его тяготит серийный подход к одежде, он называет его инкубаторским. Например, молодежь одно время "влезла" в черные шапочки. Серо в городе от такой "моды". Хочется яркости, нарядности. Чтобы люди стали свободнее в своих вкусах и пристрастиях.
Фамилия Арабаджийский досталась ему от деда-болгарина, который во время Отечественной войны попал на Урал. Но на родине предков Сергею бывать не приходилось, как и вообще за рубежом. По стране-то он поколесил в юные годы, когда в летние каникулы подрабатывал проводником, объехал много городов. Гостил у сестры в Ленинграде, навещал друга-армейца, служившего во Владивостоке. Сейчас редко удается выезжать из Челябинска. В 2002 году как победитель студенческого конкурса "Экзерсис" поехал на финал в Москву с коллекцией "Наша сила не в оружии". Финал проходил на ВДНХ, там собралась тьма народа: текстильщики, дизайнеры. За кулисами царила неразбериха, из-за которой Сергей не успел подготовиться. Вместо пяти моделей на сцену вышли только двое. Это был провал, но Сергей не расстроился. Его принцип: идти к намеченной цели, но не принимать близко к сердцу неудачи, которые разрушительно влияют на творчество. Ту "военизированную" коллекцию потом много раз показывали на различных челябинских презентациях, в ночных клубах, на площади Революции в День города, и публика принимает ее с неизменным интересом.
Впервые в "Платье города" Сергей участвовал в 2000 году, когда был первокурсником ЧГИ. Так много времени отдал подготовке, что завалил сессию. В следующем году приналег на учебу и пропустил конкурс. Потом снова захватил дух состязательности, и тогда появилась коллекция "Наша сила не в оружии". Тему подсказал случайно купленный кусок уцененной ткани, это был трикотаж "под кольчугу", который он скомбинировал, естественно, с кожей. За две недели сделал коллекцию.
Сшить вещь за ночь? Элементарно! Это приходилось делать не раз, и Сергей еще ни разу не подвел заказчиков. Раскроенные детали он давно уже не сметывает, приспособился закалывать их булавками - и сразу под иглу. Кожу обычно проклеивает: монтажным клеем. Различным методикам учится где придется. Скажем, принесут импортную вещь для ремонта, а он распорет и поглядит, как и что. Так накапливает информацию. Многие приемы изобретает сам. Фасоны тоже рождаются по-разному. Бывает, музыка навеет. Или вдруг во сне что-то в голову придет, хвать спросонок тетрадку - и набросал эскиз. Одна челябинская студия готовила конкурс "Мисс Лето", нужно было в срочном порядке сшить целую коллекцию, что-то в духе мюзикла "Чикаго". Обратились к Арабаджийскому, он посмотрел видеозапись мюзикла и мгновенно набросал 12 моделей.
Сергей любит работать спокойно, без нервов, без надрыва. У него есть одно правило: все, что начал, доводить до конца. Ну, а если что-то не получается - не расстраиваться. Всегда можно переделать.
Лидия САДЧИКОВА Челябинск